Песни для изучения английского языка: эффективность метода и примеры композиций

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Шапшалова Д.А. 1Минченко К.В. 1Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDFКраткая аннотация Данная работа посвящена исследованию влияния музыки на эффективность изучения английского языка.

В ходе нашей работы мы проводили ряд экспериментов, которые способствовали выявлению продуктивности использования данного метода в освоении иностранного языка. Введение

Актуальность

Я уверена, что большинство людей любят слушать музыку, особенно в школьном и студенческом возрасте.

Ведь хорошая песня улучшает настроение и помогает расслабиться или, наоборот, зарядиться энергией! Да и давно уже известно, что прослушивание хорошей музыки — очень полезно для души! Она делает нас немного счастливее в этой жизни! Если вам нравится слушать песни на английском языке, то почему бы не использовать их для развития своего английского? Песенная лирика содержит сюжет, речевые обороты, словарный состав, грамматические структуры, которые мы можем употреблять в разговоре.

Обратите внимание

Что касательно моей возрастной категории и моих одноклассников, то еще не многие из нас определились с выбором своей будущей профессии, поэтому они не могут с уверенностью сказать понадобится ли им английский язык. Но уже сейчас они могут восполнить свои пробелы в знаниях и улучшить языковые навыки с минимальными временными затратами.

Проблема

Многие ребята, изучающие английский язык, вынуждены тратить большое количество времени на то чтобы выучить сложные грамматические конструкции и понять, где их необходимо употреблять.

А другие и вовсе из-за этого теряют интерес к изучению языков.

Поэтому необходимо найти способ достаточно приемлемый для различных возрастных категорий, с помощью которого удастся улучшить языковые навыки.

Описание работы

Цель

Выявление эффективности изучения грамматических конструкций посредством прослушивания песен на английском языке.

Задачи

  • Подобрать песни на английском разных жанров, в которых достаточно ярко слышатся грамматические конструкции.
  • Проанализировать и систематизировать тексты.
  • Поставить эксперимент.
  • Обобщить полученные результаты.

Распространенные мифы

Для начала я бы хотела развеять несколько мифов об изучении английского языка по песням. Вот они:

  1. Учить английский по песням очень просто, и я даже не должен ничего делать! Я могу просто слушать музыку так часто, как это возможно, и мой английский станет намного лучше!

Необходимо помнить, что любая работа над развитием английского языка требует времени и приложения усилий с нашей стороны! Слушать английские песни несложно, это правда, но изучать английский язык по песням — это то же самое, что и работать с учебником, аудио подкастом, фильмом на английском и т.д.

Если ученик действительно хочет извлечь пользу от прослушивания музыки на английском, то ему необходимо выделять время и подходить к процессу ответственно и правильно.

Конечно, красивая мелодия является весьма яркой и впечатляющей для сознания человека, поэтому, если мелодия нам понравилась, мы невольно начинаем вслушиваться в слова, стремимся понять смысл песни, и через несколько прослушиваний мы без труда воспроизводим текст песни. Надо отметить, что феномен этот касается только песен на родном нам языке.

Если же, изучая английский язык, скачать несколько приятных, но совершенно незнакомых и непонятных песен и день за днем напевать их, то эффекта не будет. Метод изучения английского при помощи песен будет эффективен лишь тогда, когда мы знаем, о чем в них поется. Вторым немаловажным моментом, является то, что человеческое ухо настроено различать лишь знакомые звуки.

Все остальное сливается в неопределенный привычный фон, сопровождающий нас в жизни. Поэтому изучать иностранный язык посредством песен, помимо прослушивания аудиозаписей желательно иметь перед глазами текст английской песни, а также ее перевод, а пассивное прослушивание песен полезно лишь частично, и настоящих результатов оно никогда не принесет.

  1. Любые песни развивают мой английский!

Песни для изучения английского лучше выбирать от британских или других исполнителей, для которых этот язык является родным. Носитель английского с большой вероятностью будет иметь правильный акцент и произношение, что не всегда можно сказать о музыкантах из других стран.

Если же ваш уровень уже настолько высок, что позволяет почувствовать отклонения от произносительной нормы британского или американского английского, прослушивание музыки может стать для вас источником интересных наблюдений за особенностями произношения конкретного человека.

Важно знать и то, что далеко не всякая песня подойдет для правильного изучения английского языка. В текстах многих современных англоязычных песен, особенно исполняемых в стиле рэп, в огромном количестве присутствуют сленговые слова и обороты, а также иногда в текстах песен встречаются серьёзные отклонения от правил грамматики.

Для обогащения вашего словарного запаса, необходима обычная повседневная речь, поэтому для обучения нужно выбирать песни из таких направлений, как Блюз, Джаз, Кантри и Фолк. Но эти жанры не слишком популярны среди современной молодежи.

Важно

Согласитесь, что песни для эффективного обучения английскому должны нравиться, в первую очередь, тому, кто изучает язык.

Как же поступить в этом случае? Выход есть: предоставьте право выбора вашему преподавателю, и, коль скоро, из вышеперечисленных жанров вам ничего не понравится, преподаватель сможет выбрать из более близких вам направлений (R&B, поп, рэп) оптимально подходящие для изучения языка песни, в которых не будет грубых грамматических ошибок и ненормативной лексики. В крайнем случае, педагог сможет объяснить вам значение некоторых слов и фраз, которые не стоит использовать в повседневной речи.

Теоретическое обоснование

Как прослушивание английских песен развивает английский.

  1. Прослушивание композиций со зрительной опорой на лирику – прекрасный способ проследить за произношением, узнать звучание тех или иных слов, научится воспринимать слитную речь. Читая тексты песен, вы развиваете свой словарный запас.

    Хорошие песни содержат очень много полезных слов и фраз, которые вы могли бы использовать в повседневном разговоре.

    На первых порах ученикам придется прочитывать текст не один раз, вследствие чего машинально будет запоминаться и написание слов, что способствует улучшении и грамматики.

  2. Слушая песню и подпевая (желательно вслух), вы развиваете свой разговорный навык. Это очень естественный и приятный процесс развития вашей речи на английском языке. Со временем вы увидите, что стали быстрее реагировать на вопросы собеседников и начали меньше задумываться над тем, что хотели бы сказать. Вы учитесь думать на английском языке.

  3. Воспринимать текст, даже не смотря перевод песен с английского языка, часто помогают видеоклипы, которые, во-первых, добавляют соответствующую тексту картинку, а, во-вторых, в них часто присутствует сам поющий исполнитель. Как известно, видео гораздо проще воспринимать, чем аудиодорожку, потому что можно следить за жестикуляцией и артикуляцией говорящего или в нашем случае поющего человека.

  4. Безусловно, развивается ваш слуховой навык, и вы начинаете лучше понимать английскую речь.

    Наибольший прогресс навыка аудирования будет заметен только при условии, что вы будете, несмотря на зачастую быстрый темп певца, вслушиваться в каждое слово и стараться уловить смысл композиции, а не просто наслаждаться мелодией и ритмом.

    В песнях обычно быстрый темп речи, вслушиваясь в нее, стараясь различить слова и фразы, мы улучшаем восприятие иностранной речи. Когда мы слушаем незнакомый текст, наш мозг получает новую информацию, образуются новые нейронные связи, которые можно сравнить с «мостиками».

    Если вы прослушали текст один раз, в голове образовались такие «мостики», но они еще хрупкие и непрочные. По мере дополнительного прослушивания одного и того же текста, «мостики» становятся крепче, а сам текст уже не пугает своей сложностью. Именно поэтому мы решили оставить для нашего эксперимента только по 3 песни для каждой группы, чтобы текст усваивался лучше.

Эксперимент

  1. Ученики были разделены на три группы по возрасту: 11-12лет, 14-15лет, 17-18лет. Они с преподавателем выбрали из песен, которые они слушают наиболее подходящие для наших целей. Нашли тексты к этим песням и их переводы. Разобрали конструкции, на которых в процессе обучения им необходимо будут с концентрировать свое внимание..

  2. Я и мой руководитель, опираясь на грамматические конструкции в текстах этих песен, составили тесты, с помощью которых мы смогли бы определить уровень знаний материала участвующих в эксперименте учеников. Задания теста были разделены на часть «А» и часть «В».

    Задания первого раздела включают предложения, в которые из предложенных вариантов ответов нужно вставить слова. Во вторую часть мы поместили строчки из песен с перепутанным порядком слов, который учащимся необходимо было восстановить.

    Тестирование было проведено в первый раз до начала эксперимента.

  3. После ученики в течение двух недель по 30 минут ежедневно прослушивали композиции, внимательно прочитывая текст, также обращая особое внимание на грамматические конструкции, и обязательно учили незнакомые слова. Следующие две недели им достаточно было прослушивать песни, подпевать и уже самостоятельно переводить текст.

  4. По окончании эксперимента мы еще раз провели этот же тест. Его результаты мы отразили в диаграмме:

Слева снизу вверх написано среднее количество баллов полученных группой учеников в результате тестирования. Колонки белого цвета отражают итоги, получившиеся до того как мы провели эксперимент. Итоговый результат второго тестирования, проведенного по окончании эксперимента, показывает черная колонка. Под каждой порой столбиков на диаграмме подписана возрастная группа учеников.

Грамматические конструкции в песнях

Проанализировав несколько текстов песен, мы выявили, что в основном в песнях встречаются временные конструкции.

Совет

Например, в песни Armine van Buren feat Christian Burns – «This Light Be» строки «Keeps me breathing to the storm» , «But sometimes we fall to pieces», «Don't waste another moment» демонстрируют ученикам разные варианты употребления простого настоящего времени (Present Simple).

Это время мы очень часто употребляем в своей речи, так что некоторые строки из песен вполне можно использовать как готовые фразы. В этой же песни мы видим конструкции простого прошедшего времени (Past Simple): «You and me were just believers», «We're saved around the ground».

Для изучения этой же темы прекрасно подойдут песни «Come back to Texas» и «Photo», так как их тексты насыщены подобными структурами: «She said she needed a break», «she went to Cleveland», «This is where I grew up», «I think the present owner fixed it up», «I found the photo of the friend».

Также мы также обнаружили, что не редко в композициях встречаются такие времена как настоящее совершенное (Present Perfect) и прошедшее совершенное (Past Perfect). Например «I must’ve done it half a dozen times», «I had hoped you'd see my face».

Времена группы Perfect являются одними из наиболее трудных для изучения, ведь их порой так легко перепутать друг с другом, поэтому слушать песни с ними вдвойне полезно. Кроме того, как мы заметили, будущее время (Future Simple) является редкостью для большинства композиций, но в тексте песни «A Thousand Years» нам встретилось именно данное время: «I'll love you for a thousand more», «I will be brave», «I will not let anything».

Список исполнителей и песен

Для ребят 11-12 лет были выбраны следующие песни:

  • Armine van Buuren feat Christian Burns – «This Light Be»
  • Bowling for soup — «Come back to Texas».
  • Taylor Swift –« I Knew You Were Trouble»

Ученики постарше 14-15 лет выбрали такие композиции:

  • Nickelback – «If everyone cared»
  • Christina Perri – «A Thousand Years»
  • Wake up call — «Maroon 5»

А для группы ребят 17-18 лет были найдены такие песни:

Источник: https://school-science.ru/2/3/30646

Научный проект «Песни как мотивирующий способ изучения английского языка» — Учитель 21 века

Научный проект «Песни как мотивирующий способ изучения английского языка»

Научный проект «Песни как мотивирующий способ изучения английского языка» Автор проекта Чуканова Зухра Тагировна учитель английского языка Аннотация

Данное исследование представляет собой I этап работы по теме «Песни как мотивирующий способ изучения английского языка».

Оно представляет собой теоретико-исследовательское изложение сущности и содержания песенного материала на английском языке с точки зрения его применения в качестве материала для обучения иностранному языку.

Обратите внимание

Исследование раскрывает различные способы работы с песней, как для педагогов, так и для самостоятельного изучения английского языка. Также работа доказывает высоко мотивирующее значение данного способа обучения. Было проведено анкетирование учащихся школы и проанализированы результаты.

Следующий этап работы предполагает исследование практической значимости песен как способа изучения английского языка. Сравнение эффективности изучения аспектов языка традиционными способами и с помощью песен. Автором планируется проведения эксперимента, результатом которого станет составление методического пособия с приложением на электронном носителе.

Читайте также:  Английские фразы на тему как сказать да или нет? — how to say yes or no? (с переводом и озвучиванием)

Введение Идея использования средств эмоционального воздействия на обучаемых (художественной прозы, поэзии, песен, музыки, живописи, художественной фотографии) в обучении иностранным языкам не нова.

Необходимость внедрения в практику обучения материалов, которые обеспечивали бы не только овладение иностранным языком, но и способствовали духовному воспитанию и формированию эстетического вкуса обучаемых.

В настоящее время отбор учебных материалов все чаще строится не на чисто лингвистическом, а культурно-ориентированном, коммуникативном, личностном подходе, что позволяет использовать ценные в культурном отношении аутентичные иноязычные материалы.

Для того чтобы сделать обучение эмоционально насыщенным, во многих учебных курсах используется оригинальный или специально созданный для учебных целей музыкальный и песенный материал.

Однако традиционные формы работы с песнями и стихами в обучении иностранному языку в основном сводились к прослушиванию, чтению и переводу, анализу, заучиванию и воспроизведению их наизусть. В последнее время начали развиваться новые подходы к работе со стихотворным и песенным материалом.

Суть их в том, чтобы использовать художественные произведения как средство обучения выражения своих собственных мыслей, основываясь на своем собственном жизненном опыте. Конечно, сами по себе песни и стихи могут применяться для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков.

Важно

Однако еще более ценными они могут быть в том случае, если их использовать творчески для преодоления расстояния между удовольствием слушания (пения) и коммуникативным использованием языка.

Проблема исследования: современная образовательная система Казахстана внедряет новые педагогические технологии и подходы в обучении иностранным языкам, но главной проблемой остается низкая мотивация большинства обучающихся и отсутствие естественной языковой среды.

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими моментами: — недостаточно широкое применение песен в качестве средства обучения английскому языку, особенно в средних и старших классах общеобразовательных школ; — узкий круг методов работы с песенным материалом; — низкая мотивация в изучении английского языка при применении традиционных методов обучения; — отсутствие англоязычной среды и живого общения с носителями языка, особенно у детей, проживающих в сельской местности. Объект исследования данной работы является изучение роли использования песенного материала при обучении английского языка. Предмет исследования: работа над различными песенными материалами, которые найдут свое применение в обучении самым различным аспектам английского языка. Гипотеза: мы предполагаем, что благодаря изысканию новых форм работы с песенным материалом и применение их на практике возможно значительное повышения интереса к изучению английского языка у школьников разных возрастных групп. Песни могут стать хорошей альтернативой живому общению с носителями языка. Цель исследования: изучить и выделить значение и роль песенного материала при обучении английскому языку. Задачи: — изучить и выделить роль музыки и песен в изучении английского языка; — выделить роль песни при обучении английскому произношению; — доказать необходимость применения песенного материала в обучении школьников среднего и старшего звена; — выявить практическое значение песен на английском языке для школьников разных возрастов. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы была разработана программа исследования, которая включила следующие методы исследования: — изучение состояния проблемы в научной литературе; — анкетирование, опрос; — сравнение, сопоставление, анализ литературы и полученных данных по проблеме исследования.

В своей работе мы попытаемся раскрыть всю многогранность применения песенного материала в обучении английскому языку, а также приведем данные проведенного анкетирования.

Роль музыки и песен в изучении английского языка Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой сильнейший психический побудитель. Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты.

В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас. Вместе с детьми поет и учитель, как правило, увлеченно и радостно. Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе.

Сформулируем методические преимущества песен в обучении иностранному языку: — песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контексте, что помогает ее активизации.

В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это может способствовать развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей; — в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространенным конструкциям.

Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом с пояснительными комментариями, а также заданиями (цель которых — проверка понимания и обсуждение содержания); — песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха.

Совет

Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д.

; — песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого.

Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка; — песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи. На уроке иностранного языка песни чаще всего используются: — для фонетической зарядки на начальном этапе урока; — для более прочного закрепления лексического и грамматического материала; — как стимул для развития речевых навыков и умений; — как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. Для фонетической зарядки выбираются короткие, несложные по мелодическому рисунку песни с частыми повторами и четким ритмом. Для этой цели хорошо подходят детские песенки, например «Baa, Baa, BlackSheep». Baa, baa, black sheep, Have you any wool? Yes, sir, yes, sir, Three bags full. One for my master, One for my dame. And one for the little boy, Tommy by name. Baa, baa, black sheep, Have you any wool? Yes, sir, yes, sir, Three bags full . После первичного прослушивания песни предлагается ее перевод на русский язык, выполненный С. Я. Маршаком. Барашек — Ты скажи, барашек наш. Сколько шерсти ты нам дашь? — Не стриги меня пока. Дам я шерсти три мешка: Один мешок — Хозяину, Другой мешок — Хозяйке, А третий — детям маленьким На теплые фуфайки. Для фонетической отработки слова группируются по фонетическому признаку. Слова с открытой гласной переднего ряда [х]: black , bags , have ; слова с долгой напряженной гласной переднего ряда [i:]: sheep , three ; слова с напряженной гласной заднего ряда [a:]: baa , master и т. д. В дальнейшем произношение тренируемых слов закрепляется в ответах на вопросы учителя по содержанию песни. What animal is the song about? What colour is it? Has it any wool? How much wool has it? For whom is one bag? На этом же материале можно провести работу по расширению и закреплению лексики, развитию навыков разговорной речи: Have you ever seen a sheep? What does the sheep give us? What do we make of wool? What do we call a young sheep?

Использование песен с целью закрепления лексико-грамматического материала предполагает поэтапную работу на протяжении нескольких занятий.

Источник: https://uchitelya.kz/load/26-1-0-2474/

8 серьезных советов об изучении английского через ваши любимые песни

С уверенностью скажу, что англоязычные песни — отличный инструмент в освоении английского языка. Но простое прослушивание песен ваших любимых групп не поможет. Надо подходить к музыке немного по-другому.

Вот 8 дельных советов!
Во-первых, изучение иностранного языка через музыку — доказанный способ освоения нового языка. При помощи песен вы сможете освоить некоторые грамматические правила, орфографию, новую лексику.

В науке существует так называемый «эффект Моцарта», согласно которому наш мозг работает лучше при прослушивании классической музыки.

Во-вторых, в современные песнях используется живой язык. Для изучающих английский языка — это настоящая сокровищница.

В песнях вы найдете распространенные слова (чаще всего разговорные), новые выражения и речевые обороты. Британские и американские группы поют для местной публики, значит лексика ориентируется на широкие слои англоязычного населения.

В-третьих, при активном прослушивании песен на английском языке вы слышите правильное произношение и нормальный ритм английской речи.

В-четвертых, текст песен часто «застревает» в вашей голове и вы продолжаете напевать понравившуюся вам песню по дороге на работу или при возвращении домой. А раз слова песни крутятся в вашей голове, вам легче эти слова запомнить. Хотите вы этого или нет, вы создаете мысленные ассоциации между словами и музыкой. При таких ассоциациях легче вспоминать английские слова и выражения.

В-пятых, музыка положительно воздействует на наши эмоции. При приливе положительных чувств освоение материала становится менее трудным.

Надеюсь, что эти пять причин достаточны, чтобы доказать жизнеспособность метода обучения английского языка песнями и музыкой. Теперь перейдем к советам, где и как находить хорошую музыку на английском языке и использовать ее в изучении языка.

Все источники, которые я цитирую ниже — бесплатные и легальные. Так что, жмите на ссылки и начинайте музыкальничать с английским языком! Перед тем как перейти к советам, хотелось бы сделать небольшое отступление.

При изучении английского через музыку выбирайте песни:

Без трудных и редкий слов и выражений.

Известные широкой публике. Не выбирайте никому неизвестные группы, исполняющие странные композиции с непонятными словами и выражениями.

Медленные. Быстрое пение затруднит понимание текста.

С ясным произношением. Гангста-реп не подойдет для нашего метода. Нам нужны песни, где слова правильно выговариваются.

С доступным текстом в сети. Если вы не можете найти текст песни в Интернете, вам будет трудно расшифровывать то, о чем поется. Будет особенно трудно, если вы впервые активно слушаете музыку во имя английского языка.

Все, расставил все предупредительные знаки. Теперь переходим к основе.

1) Выбирайте только ту музыку, которая вам нравится.

Я слушаю новую и старую музыку на YouTube и на Vimeo. Вот, например, список музыкальный каналов Vevo на YouTube.

На YouTube есть куча таких видеоклипов (музыка, слова, текст в одном):

А эти два музыкальных сайта помогут вам найти все что угодно. Например, я даже нашел Los Colorados (такие забавные ребята, создающие классные кавер-версии на «нашем» английском) на этих сервисах: Spotify и Rdio. При бесплатном прослушивании будет немного рекламы, но терпимо.

2) Выбирайте только те композиции, которые вы любите.

Обязательно выбирайте песни, которые вам нравятся. При активном прослушивании песен результат будет хуже без эмоциональной поддержки.

3) Найдите текст любимой песни на английском языке.

На этих сайтах найдется почти любой текст современных песен. Например, Elastic Heart (от Sia). Вот они: SmartLyrics.com и Lyrics.com. Я предпочитаю второй (грузится быстрее).

4) Заучите слова песни наизусть.

Заучите текст песни, предварительно узнав значения неизвестных слов. Разбейте текст песни на удобно свариваемые части и заучите их. Вот сервис — Anki, который поможет создать карточки для запоминания.

5) Пение

Обратите внимание

Подпевайте по мере того, как слушаете песню. Но не делайте этого в автобусе или в маршрутке. Люди не поймут! Кстати, не стесняйтесь, что голос у вас не поставлен или что не попадаете в ритм. Это не тренировка для караоке клуба, а изучение языка.

6) Возвращайтесь к новым словам и выражениям.

После «концерта» проверьте, если вы помните значения новых слова. Делайте такие самопроверки после каждого соло-исполнения.

7) Пение без аккомпанемента

После того, как вы удачно запомнили текст песни и можете с легкостью его воспроизводить, попробуйте пропеть песню самостоятельно. Важно суметь воспроизвести текст песни тютелька в тютельку.

8) Подбирайте новые песни с упором на новую лексику

После того, как вы освоили одну песню (1-1,5 недели), ищите другие песни. Главное, чтобы новые песни содержали новые слова.

После прочтения данного поста в вашем распоряжении появился новый сильный аргумент учить английский еще более интенсивно. Теперь вы сможете использовать нестандартные места для изучения языка: пение …

под душем, на природе, на лавочке у подъезда. Класс!

Читайте также:  Future continuous упражнения для наработки письма, понимания и употребления

Вы попробовали учить английский через музыку? Отпишитесь в комментариях о ваших впечатлениях.

Источник: https://situationalenglish.blogspot.com/2015/08/8-sovetov-izuchenie-anglijskogo-yazyka-cherez-pesni.html

Песни для изучения английского языка: to sing a different tune

Вы тоже начинаете подпевать, когда слышите в рекламе знаменитую “Pretty woman, walkin' down the street…”, даже если не разбираете толком слова и совершенно не задумываетесь о переводе?

А уж о присутствии в данной строчке Participle 1 вы точно не догадываетесь. Или догадываетесь? Вы и не заметили, а мы только что описали три основных шага изучения английского языка по песням:

Шаг 1: «Отлепить» одно слово от другого, расчленить поток текста на понятные слова и выражения.

Шаг 2: Перевести песню, чего уж там греха таить. Хоть мы и твердим про сведение к минимуму использования русского языка, но многим взрослым (в отличие от детей) перевод часто бывает просто необходим в силу их возрастных, умственных и психологических особенностей.

Шаг 3: Узнать в тексте песни знакомые грамматические конструкции и с радостным ликованием закричать «Так это же Complex Object! Я это проходил, я учил, я знаю!»

Как видите, изучение английского с помощью песен дополнит и внесет нотку разнообразия в вашу основную работу в направлении освоения языка.

Итак, каковы же преимущества песен для изучения английского языка?

  • Увеличение словарного запаса

Если вы неплохо понимаете, о чем поют классические исполнители вроде ABBA, The Beatles, Scorpions, Elvis Presley, Frank Sinatra, Dean Martin (а поют они обычно о любви, дружбе и о том, как устроен мир), можно переходить на более сложные композиции. Там и лексика посовременнее, и речевые обороты поинтереснее. “Englishman in New York” Стинга — отличный вариант для расширения словарного запаса. И если вы еще не знаете слов sobriety и propriety, вы не зря решили послушать именно эту песню.

Многие считают, что нет смысла вообще учить идиомы, так как их довольно сложно использовать в речи грамотно и к месту.

Но если Вы все же хотите попробовать научиться приправлять свои высказывания на английском языке идиоматическими выражениями, песни станут для вас лучшим источником информации.

Взять хотя бы “Numb” Linkin Park и строчку “Put under the pressure of walking in your shoes…”.

О чем вообще речь, кто здесь под давлением, и как это связать с обувью? Очень просто: идиома to be in someone’s shoes означает «ставить себя на место другого человека», «понимать чувства человека». Если переводить эту строчку дословно, то получится «Поставленный под давление тем, что ставлю себя на твое место». Так что, если внимательнее внимательно слушать песни, можно встретить массу полезных выражений.

  • Улучшение понимания английского языка на слух

Не так часто мы выделяем время для того, чтобы что-то послушать на английском языке, а вот песни слушать – всегда найдется минутка.

Слушаем, а значит, занимаемся аудированием, а если ещё и пытаемся перевести, о чем идет речь в песне, получается полноценная работа.

Иногда полезно не только слушать, но и записывать услышанное, а потом сверять с оригинальным текстом, чтобы удостовериться, правильно ли вы разобрали текст. Проверьте себя: сможете угнаться за Дэном Рейнолдсом из Imagine Dragons в куплетах “Whatever It Takes”?

Важно

Когда мы слушаем правильную английскую речь с первоклассной интонацией, то неосознанно принимаем её за образец и впоследствии копируем ее и переносим её на свою манеру говорить.

Если у вашего любимого исполнителя отличный английский, нет ничего лучше, чем слушать, слушать и слушать, улучшая при этом собственное произношение.

Помимо мэтров, упомянутых выше, можем порекомендовать прислушаться к Питеру Гэбриэлу, Кейт Буш, London Grammar и Bastille. Они могут стать прекрасными «преподавателями» на вашем пути к идеальному английскому.

  • Знакомство с культурой и менталитетом

Испокон веков музыка занимала важную роль в жизни любого народа. В песнях слышалась жизнь: и переживания, и надежды, и мольбы. Песни как нельзя лучше отображают менталитет и традиции страны, в которой они родились.

Часто тексты песен и целые альбомы связаны с политическими событиями, как, например, “American Idiot”, исполненная Green Day.

Если хотите не только выучить язык, но и познать основы (а может и глубины) межкультурной коммуникации, просто читайте рецензии Pitchfork и слушайте как можно больше новой музыки.

Частенько случается так, что слова в песне достаточно легкие, но произношение исполнителя, темп или иные факторы мешают полному восприятию смысла песни. Здесь нам на помощь приходит технический прогресс. Благодаря интернету, скачать текст практически любой песни не составляет особого труда.

А ведь раньше… Помните, как раньше? Когда не было этого прекрасного всеобъемлющего блага жизни, люди вырезали из газет тексты песен и вклеивали или переписывали их в специально отведенную для этого тетрадь. Они даже не представляли, что в скором времени все это станет смешно и ничтожно, а любой текст или песню можно будет найти в два клика.

Нам дан огромный ресурс, который грех не использовать для самосовершенствования.

Представьте: вам понравилась песня. Но вы вообще не понимаете, о чем там поют. Что делать? Гуглите текст. Если вводить запрос на английском, то нужно набирать lyrics (то есть «слова»), а не text. Нашли. Переводов масса: и художественные, и кривые, и более или менее понятные. Все они похожи, но отличаются всё равно. Что делать? Читать оригинал и переводить самому.

Так и никак иначе. Еще тексты песен можно переписывать и пересказывать, находить рифмы в них, запоминать конструкции. Саму песню вместе с текстом можно сохранить на мобильном устройстве и возвращаться к ней как можно чаще, чтобы наконец-то её выучить.

Совет

Впрочем, если текст запоминается с трудом, а петь хочется прямо сейчас, это не проблема — идите в онлайн-караоке из нашей спецподборки.

Итак, подведем итог: использовать музыкальные произведения для изучения английского языка невероятно полезно, однако важно помнить, что музыка не может заменить учебники или повысить ваш уровень лучше, чем полноценный курс английского языка. Именно поэтому музыку можно и нужно использовать, но в качестве дополнительного, а не основного источника знаний.

В заключение нашей статьи хотим привести пример одного очень полезного выражения, которое может не встретиться вам в качестве правила в обычном курсе, но в песнях используется сплошь и рядом. Известный факт: в английском предложении не может быть два отрицания и более.

То есть нужно сильно вывернуться, чтобы перевести русское «я никогда никому ничего не скажу». Для выражения двойного отрицания существуют специальные фразы “I cannot help doing smth” и “I cannot but do smth.

” Обе переводятся как «я не могу не…» ВНИМАНИЕ! А теперь задание: как вы переведете приведенные ниже строчки из всеми любимых песен? Свои варианты пишите в комментариях.

Делитесь полезными для изучающих английский язык музыкальными находками, а мы обещаем собрать все воедино и написать отдельный пост про самые лучшие песни.

Источник: https://lingvister.ru/blog/pesni-dlya-izucheniya-angliyskogo-yazyka-to-sing-a-different-tune

Материал для учителей «Изучение английского языка с помощью песен»

Существует много методов изучения иностранного языка, одни из них более успешны, а другие дают очень низкий результат. Довольно часто эффективность того или иного метода заключается в искусных хитростях, превращающих обучение в увлекательный процесс или даже игру.

Запоминание для многих — это многократное повторение: но чтобы что-то действительно осталось надолго в багаже нашего сознания, хорошей памяти мало. Для развития памяти и тренировки дикции детей с малых лет и до последних классов школы заставляют учить стихи и прозаические отрывки.

Ребенок долго зубрит текст, но спустя время его забывает. Но замечено, что мы редко специально учим слова популярных хитов или понравившихся нам песен, они запоминаются сами. В чем секрет?

Еще с древних времен люди использовали песни для обучения языку, и по сей день этот метод остается эффективным. Почему? Оказывается музыка воздействует на правое полушарие, а речь — на левое. Левое полушарие обычно работает быстрее, поэтому песни, которые сочетают работу обоих полушарий, запоминаются быстрее.

Поэтому сочетание музыки и рифмы способствует быстрому запоминанию.

Красивая мелодия – это очень яркое и впечатляющее явление для нашего сознания. Песня нам нравится, мы вслушиваемся и, если для нас окажутся интересными слова, они запоминаются без усилий через несколько прослушиваний. Нам хочется слушать, запоминать и подпевать.

Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.

Цель данной статьи: показать повышение эффективности обучения при использовании песен на уроках английского языка.

Обратите внимание

Учиться, слушая песни на английском языке, — это полезно и эффективно, но делать это нужно правильно.

Очень важно знать, что не всякая песня годится для того, чтобы изучать с ее помощью английский. Многие современные американские и английские песни, особенно Рэп, изобилуют сленговыми словами и оборотами, которые могут сделать вашу речь понятной для ребят из не очень благополучных американских кварталов, но совершенно непригодной для общения с английской королевой.

Не секрет, что современные дети и подростки проводят большинство своего времени, слушая музыку. Зачастую, они не понимают содержания. Вот тут то и будут полезными такие уроки и упражнения. Наверняка каждый из нас много раз замечал, что песни запоминаются намного легче, чем стихотворения.

Песня – яркая, образная форма углублённого представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму. Музыка песен изначально задумывается, так, чтобы ее запоминали.

А те, кто хочет выучить язык, с их помощью, найдет в них популярные речевые обороты, фразеологизмы и идиомы, различные грамматические конструкции и прочие компоненты языка! Песней на английском языке можно увлечь наименее мотивированных к обучению учеников. Ведь намного приятнее и легче слушать и учить хорошие песни, чем сидеть часами над учебниками!

Изучать английский язык по песням не только эффективно, но и интересно. Пение на английском увеличивает словарный запас, улучшает восприятие иностранной речи на слух, помогает запомнить новые фразы и слова, понять грамматику, уменьшить акцент и преодолеть языковой барьер.

К всему прочему, в песнях часто затрагиваются актуальные проблемы общества и человека отдельно, иногда они могут стать хорошей темой для дискуссии, в которой будут принимать участие все изучающие английский язык.

Предлагаю возможный алгоритм работы.

Изучение песни начинается с объяснения ее названия, с кратких сведений об исполнителях, о группе, о музыкальном направлении. Далее снимаются все трудности, связанные с незнакомыми словами, географическими названиями. На доске выписываются слова, при переводе которых могут возникнуть затруднения во время первого прослушивания песни.

После первой установки на работу с текстом по аудированию, учащимся предлагается запись песни.

Важно

Обычно после первого прослушивания ребята могут перевести только отдельные слова и предложения, но уже после второго можно установить, кто как понял текст. Далее закрепляются фонетические навыки: ученики повторяют слова песни за учителем, а затем самостоятельно.

После этого учащимся предлагаются упражнения по отработке лексико-грамматического материала песни (Bingo Game, General Idea, True or False, Fill in Gaps, Multiple Choice, Answer the Questions, Retell the Story).

В процессе этой работы они учатся правописанию словарных слов, изучают различные грамматические явления (способы образования видовременных форм глагола настоящего и прошедшего времени, формы повелительного наклонения, употребление модальных глаголов).

На примере слов песни объясняется понятие эллипса – явления выпадения из речи легко восстанавливаемых членов предложения, что придает речи большую выразительность и мелодичность. Удачно проведенная лексико-грамматическая работа облегчает перевод песни на русский язык.

В классе учащиеся обычно выполняют параллельный подстрочный перевод, а дома – художественный и даже стихотворный.

На следующем уроке проводится повторное прослушивание песни, после чего продолжается работа по закреплению произносительно-интонационных навыков.

Содержание песни может явится стимулом для бесед и дискуссий, высказываний учащихся по поводу своего отношения к песне, ее содержанию и исполнению.

На уроке иностранного языка песни чаще всего используются: 

1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока; 

2) для более прочного закрепления лексического и грамматического материала; 

3) как стимул для развития речевых навыков и умений; 

4) как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Читайте также:  Разговорный английский, чтобы непринужденно общаться с иностранцами

В заключении хотелось бы отметить, что использование песен создает психологически благоприятный климат и комфортную атмосферу в классе

Любой материал на песенной основе запоминается легче и быстрее, прочнее и откладывается в долговременной памяти обучающихся. Но музыка – это не самоцель и не развлечение на уроке, а естественная ее часть, которая должна вплетаться в сюжет урока и благоприятно воздействовать на мотивационную сферу обучающихся.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/material-dlya-uchiteley-izuchenie-angliyskogo-yazyka-s-pomoshchyu-pesen.html

Взгляд на изучение английского языка через песенное творчество

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга

Творческий проект по иностранному языку

A Glimpse of English through Songs

Омельченко Л.Р и Косточка Н.М.

«Музыка является одним из наиболее эффективных
способов воздействия на чувства и эмоции человека»

Леви В.

Краткая аннотация

Английский язык на сегодняшний день не зря считается международным языком, на нем говорят практически во всех странах, куда бы вы ни приехали, но ещё это один из «певучих» языков. Мы слышим песни, исполненные различными певцами на английском языке на всех международных музыкальных конкурсах.

В школе мы изучаем английский язык с 5-го класса и, естественно, возникает желание петь песни известных исполнителей и групп на уроке, чтобы сделать обучение более увлекательным. В данном проекте мы изучаем роль использования песенного материала и  показываем его применение  на уроках английского языка.

За основу проекта мы взяли песни из известных и популярных мюзиклов «Phantom Of The Opera», «Les Misérables», «Cats», «The sound of music».

Цели работы над проектом:

  • выявить итеоретически обосновать значение английских песен  в мюзиклах на уроках иностранного языка и во внеклассной работе.

Задачи проекта:

  • изучить научно-методическую литературу по данному вопросу;
  • совершенствовать лексико-грамматические навыки;
  • повысить речевую активность, совершенствовать навыки аудирования;
  • расширить знания учащихся о музыкальной культуре англоязычных стран.
  • создать компьютерную презентацию, развивать культуру устного выступления при презентации проектных работ;
  • развивать межпредметные связи (музыка, страноведение) и познавательный интерес.

Объект исследования: процесс совершенствования знаний у учащихся по иностранному языку с помощью песен и  музыкальных постановок.
Предмет исследования: способы применения песенного материала  на уроках иностранного языка.

Актуальность проекта

В настоящее время перед школой стоит основная задача — формирование у учащихся устойчивой мотивации  к изучению иностранного языка  такой мотивации, которая  побуждала бы их к упорной, систематической  учебной работе.

Наиболее перспективным  и эффективным на уроке иностранного языка является использование в  качестве опоры музыкальной наглядности, в частности современного популярного  песенного материала.

Выбор современной зарубежной музыки обуславливается его познавательной ценностью, адекватным отражением особенностей жизни, культуры и быта, образа мыслей жителей стран изучаемого языка.

Совет

Кроме того, использование музыкального материала на занятиях способно усилить мотивационный фактор, создать благоприятный психологический климат на уроке, повысить эффективность учебной деятельности школьников, так как музыка является «…одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции человека»

Этапы работы

Тема

Дата

1.

Изучение научно-методической литературы о наиболее популярных музыкальных композициях современности

  • 2.
  • Отбор песенного материала по теме проекта
  • 3.
  • Формирование творческой группы проекта
  • 4.
  • Подготовка творческой части проекта
  • 5.
  • Оформление отчёта в проведённой работе и компьютерной презентации

6.

Консультации с руководителями проекта 1 раз в неделю в течение всего периода.

Оглавление

Введение ……………..……………………………………………………………………………….………6

Содержательная часть

Глава 1. Преимущества песен при изучении английского языка ………… 6

Глава 2. Изучение английской фонетики, лексики и грамматики через песни ……………………………………………………………………………………….…..7

Заключение .………………………………………………………………………………………….………10

Список, использованных песен  ………………………………..…………………………….………11

Анализ, полученных результатов   ………………………………………………………….………15

Список литературы и интернет ресурсов  ………………………..………………………..……16

Введение

Фильмы, книги, песни на английском вошли в нашу жизнь, любой исполнитель мечтает спеть на этом языке. Если мы знаем язык, то мы можем послушать музыкальные произведения, которые известны на весь мир, и понять их суть.

Процесс изучения иностранного языка в школе довольно сложный,  поэтому английские песни помогают нам сделать этот процесс не только полезным, но и увлекательным. Изучать английский язык по песням не только эффективно, но и интересно.

Пение на английском увеличивает словарный запас, улучшает восприятие иностранной речи на слух, помогает запомнить новые фразы и слова, понять грамматику, уменьшить акцент и преодолеть языковой барьер. Обучение через музыку – мечта каждого меломана.

Мало того, что можно слушать любимые композиции, да еще и можно чему-нибудь научиться!     Английский с помощью песен – это приятно и легко. Что касается жанров, то конечно лучше выбирать академическую музыку – джаз, блюз, классика. Но если у вас другие предпочтения, то лучше не насиловать свой слух и выбрать тот жанр, который вам нравится.

Рок, к примеру, способствует запоминанию различных устойчивых выражений и идиом, развивает образное мышление. Те же, кто не представляют своей жизни без рэпа, могут по праву гордиться тем, что именно их жанр развивает дикцию.

1. Преимущества песен при изучении английского языка

Почему изучать английский язык через песни – это один из наиболее простых, эффективных, а самое главное приятных способов овладения языком? Тексты к песням, как правило, состоят из коротких предложений, которые легко запоминаются за счет многократного прослушивания и повторения.

Обращаясь к жанру мюзиклов, мы не только слышим английские песни, но и «переживаем» историю героев произведения. Кроме того, песни являются отличным источником пополнения словарного запаса через естественные фразы, часто изобилующие идиоматическими выражениями и сленгом.

В песнях звучит «живой» английский язык.

— песни как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения расширения лексического запаса, т.к. включает новые слова и выражения;

— в песнях лучше усваивается грамотность конструкции;

— песни содействуют раскрытию творческих способностей.

2. Изучение английской фонетики, лексики и грамматики через песни

Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма, темпа речи.

Песни помогают развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата.

Обратите внимание

Развитие музыкального слуха помогает улавливать тончайшие различия в произнесении иностранных звуков.

Основы грамматических структур изучаемого языка необходимо знать тоже. И здесь не обойтись без учебников. Но прекрасным не скучным практическим упражнением может послужить песня.

Песенная лирика содержит сюжет, речевые обороты, словарный состав, грамматические структуры.

Как правильно использовать песни, чтобы выучить английскую грамматику? Во-первых, лучше всего подойдет классическая композиция, в которой четко прослеживается сюжет, а не просто набор слов.

Например, с помощью песни «There is a castle on the cloud» (The Miserable) можно изучать конструкцию «there is/ there are». Данная конструкция не имеет аналога в русском языке, что и вызывает затруднение в понимании и употреблении.

 В чем ее особенность? сообщает о месте нахождения того или иного предмета, лица, информация о которых еще неизвестна. Правило фонетики говорит, что произносить фразу необходимо слитно, основное ударение в предложение делать на подлежащее.

Данная песня показывает правильный интонационный рисунок произнесения, порядок построения предложения.

There is a room that's full of toys,
There are a hundred boys and girls.

Таким образом, оборот there is/there are используется для передачи новой информации о предмете, находящемся в известном месте.

Важно

Песня как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включает новые слова и выражения, сложенные в определенной рифме.

Ритмичная музыка стихов и песен помогает быстрейшему усвоению слов, фраз, предложений, а вместе с ними и правильной интонации, которая воспринимается в дальнейшем как естественная при воспроизведении английской речи.

Одина из популярных песен «Memory» из мюзикла «CATS» помогает отработать в речи модальные глаголы и условные предложения первого типа.

I must wait for the sunrise.
I must think of a new life.

I can smile at the old days.

If you find there the meaning of what happiness is
Then a new life will begin.

Описание сцен из мюзикла помогает отработке лексики в речи. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом тексте, что помогает её воспроизведению в схожих речевых ситуациях. Лучше, чтобы в песне был сюжет, поскольку повествование, построенное вокруг динамичного сюжета, легче воспринимается.

В песне « DoReMe» из мюзикла  «Soundofmusic» можно научиться произнесению звуков, услышать интонационный рисунок фразового ударения, которые чередуются в определённом ритме и  логической последовательности, а так же данная песня помогает закрепить знакомую лексику в речи.

Потренировать употребление различных временных форм глагола поможет песня из легендарного мюзикла «ThePhantomoftheOpera».

In sleep he sang to me, in dreams he came,

That voice which calls to me, and speaks my name.

And do I dream again? For now I find

The phantom of the opera is there…

В песне наглядно демонстрируется согласование этих трудно запоминающихся форм, но, когда урок будет уже  далеко позади, песня поётся для своего удовольствия. Песенные тексты  не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются  из головы по окончании урока, а в  песнях сложная грамматика запоминается прочно.

Заключение

Работа над песнями на уроках английского языка способствует совершенствованию навыков произношения, усвоению и активизации грамматических конструкций, достижению точности в артикуляции, ритмике и интонации речи, углублению знаний по английскому языку в целом, обогащению словарного запаса, развитию навыков и умений чтения и аудирования, стимуляции монологического и диалогического высказывания, развитию как подготовленной, так и спонтанной речи, а также сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка.

Итак, в ходе проделанной работы можно сделать выводы:

  • песня на иностранном языке имеет широкие возможности для развития ученика;
  • слова песни служат эффективными средствами расширения словарного запаса, закрепления грамматических структур;
  • песня воспитывает у школьников высокие нравственные качества, расширяет кругозор, знакомит с творчеством авторов песен;
  • все виды работ с песней помогают стимулировать интерес школьников к предмету и поддерживать его все годы учебы в школе;
  • песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха.
  • песни вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала.
  • Песни как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения расширения лексического запаса, и способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения. Кроме того, песни на иностранном языке отражают особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка.

Практическая значимость представленной работы в том, что материал может использоваться на уроках английского языка.

Список, использованных песен

1. Phantom Of The Opera

Christine: In sleep he sang to me In dreams he came That voice which calls to me And speaks my name And do I dream again? For now I find The phantom of the opera is there, Inside my mind

Phantom:

Sing once again with me Our strange duet My power over you Grows stronger yet And though you turn from me to glance behind The phantom of the opera is there Inside your mind

Christine:

Those who have seen your face Draw back in fear I am the mask you wear

Phantom:

It's me they hear

Both:

My/Your spirit and my/your voice In one combined The phantom of the opera is there

inside my/your mind .

Do you hear the people sing? Singing a song of angry men? It is the music of a people Who will not be slaves again! When the beating of your heart Echoes the beating of the drums There is a life about to start When tomorrow comes!

COMBEFERRE

Will you join in our crusade? Who will be strong and stand with me? Beyond the barricade Is there a world you long to see?

COURFEYRAC:

Then join in the fight That will give you the right to be free!

ALL

Do you hear the people sing? Singing a song of angry men? It is the music of a people Who will not be slaves again! When the beating of your heart Echoes the beating of the drums There is a life about to start

When tomorrow comes!

3. (CATS) — Memory

GRIZABELLA:

Источник: http://ext.spb.ru/faq/7414-2015-03-25-19-23-30.pdf

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector