Методы изучения английского языка: разбор популярных авторских методик и советы по выбору

Обзор популярных методик преподавания английского языка

Языки всегда входили в число дисциплин, обязательных для изучения в школах, гимназиях, колледжах и университетах. Разумеется, с течением времени подход к преподаванию и изучению языков, в том числе и английского, менялся – добавлялось что-то новое, а от чего-то и отказывались. Давайте рассмотрим основные и самые известные методики преподавания английского.

Grammar-Translation (Грамматико-переводной метод)

Это самый старый способ преподавания языка, который уже считается классическим. Как следует из названия, основой этого метода является изучение грамматики и плотная работа с переводом. Хотя в настоящее время многие учебные заведения отказались от него в пользу коммуникативной методики, он и поныне используется хотя бы частично.

Иногда аудиолингвальный метод еще называют Армейским методом. Он основан на постулате бихевиоризма о том, что изучать и запоминать различные вещи можно и нужно с помощью постоянного повторения. Метод предполагает устную подачу материала и многократное повторение различных лексических и грамматических структур под руководством педагога.

Этот метод зародился в 1900-х годах во Франции и Германии для того, чтобы можно было быстро научить военных осуществлять коммуникацию на иностранном языке. Также его еще называют Natural Method (Естественный метод). Он несколько схож с аудиолингвальным подходом, так как предполагает многократное повторение и отработку различных структур.

Однако основное различие состоит в том, что язык преподносится индуктивно, то есть преподаватель не разъясняет студентам правило, а наоборот, помогает им самим понять и вывести его на основе языкового материала.

Обратите внимание

Также стоит отметить, что и в аудиолингвальном, и в прямом методе преподаватель использует исключительно изучаемый язык; родной язык не допускается.

Как следует из названия, в основе этого метода лежит структура и ее изучение. Основной идеей подхода является гипотеза о том, что любой язык состоит из комплексных грамматических правил, и изучать их необходимо в определённом порядке. Например, перед тем, как изучать время Present Continuous, нужно изучить глагол to be, с помощью которого это время образуется.

Хотя этот метод часто считают псевдонаучным, некоторое время он был довольно популярен. Он строится на уверенности студента в том, что подход сработает; используются методики легкого гипноза. Большое внимание уделяется тому, чтобы студент не испытывал ни малейшего дискомфорта во время занятия. Также в методе широко применяется использование музыки.

В основе метода лежит принцип «делать изучая». Он хорошо работает с учащимися младшего возраста – дошкольниками и младшеклассниками. На уроках практикуется выполнение команд и поручений, например: «Stand up!» — «Встаньте!», «Close the door!» — «Закройте дверь!». Таким образом учащийся запоминает простейшие фразы, которые со временем становятся всё более сложными.

В этом методе большое внимание уделяется самостоятельности учащихся: педагог, как и следует из названия, практически не говорит (например, не дает подробных и пространных объяснений грамматики). Вместо этого он выступает в роли помощника, которые направляет учащихся.

Большую важность имеет произношение – ему отводится много времени на каждом занятии. Также регулярно повторяется пройденная лексика и грамматика.

Зачастую учащиеся даже не пишут формальных тестов по изученному материалу; вместо этого преподаватель оценивает их успехи из урока в урок.

Здесь во главу угла ставится изучение лексики. Изначально определяется список наиболее часто употребляемых слов и лексических конструкций, и изучение движется постепенно, от простого к сложному. Грамматике уделяется значительно меньшее внимание, чем в остальных методах.

В этом методе изучение языка строится на выполнении какой-либо коммуникативной задачи. Например, преподаватель дает студентам задание разыграть диалог на тему «В ресторане».

Важно

Студенты в парах или группах выполняют его, используя только те лексические и грамматические средства, которыми располагают.

Затем проводится анализ того, какой язык необходим для успешного выполнения задания, педагог дает учащимся необходимую лексику и грамматику, после чего выполняется аналогичное задание с использованием новых языковых инструментов.

Здесь основой является работа учащихся в группе; они помогают друг другу и делятся уже имеющимися языковыми знаниями. Преподаватель снова выступает лишь в роли помощника, а не педагога в классическом смысле слова.

Коммуникативная методика на данный момент является самой популярной. В ее основе лежит, как мы видим из названия, коммуникация: преподавателя со студентами, студентов в парах или группах, всей группы вместе.

Главное задачей обучения является научить студентов общению, а не выучить досконально всю грамматику или уметь переводить тексты. Общение преподавателя с учащимися ведется полностью или практически полностью на изучаемом языке.

Коммуникация учащихся так же поощряется в любом виде; даже если в речи присутствуют ошибки или неточности, они не так важны, как сам процесс общения.

Подробнее о коммуникативной методике преподавания английского языка.

Источник: https://www.start2study.ru/blog/english/learning-english-methods/

Enjoy learning English online with Puzzle English for free

Когда люди только приступают к изучению любого иностранного языка, то первым делом перед ними встает серьезный вопрос выбора метода и способа изучения. Сразу хочется сказать, что нет какого-то универсальной методики, которая подойдет всем.

Кто-то из нас лучше запоминает отдельные слова, кто-то предпочитает классические варианты обучения по методичкам, а кому-то проще воспринимать информацию на слух. Это значит, что выбирать метод и способ изучения нужно исходя из своих личных особенностей. Лучший вариант — это попробовать несколько разных методик и понять, какой из них подходит именно вам.

В этой статье мы поговорим о том, какие бывают методики изучения английского, какая из них подойдет именно вам и как отличить эффективное изучение английского языка от неэффективного.

Методы и способы изучения английского языка

Прежде чем говорить о том, какие бывают методики изучения английского языка самостоятельно, нельзя не упомянуть, какие вообще существуют варианты у человека, твердо решившего изучить новый язык.

  • Языковые школы и групповые уроки

Один из самых популярных во всем мире способов, предпочтение которому отдают большинство людей. Это могут быть как локальные языковые школы в вашем городе, так и школы за границей.

В крупных городах России достаточно большой выбор оффлайн-школ по изучению английского, включая официальные отделения школ с мировым именем. Вы можете выбрать школу основываясь на отзывах других учеников и попасть на занятия к преподавателям, хорошо зарекомендовавшим себя.

Правда, иногда обилие выбора сбивает начинающих с толку, и растерянные студенты могут просто отказаться от этой идеи.

Совет

В маленьких городах выбор школ значительно меньше, однако и в них можно найти достойный вариант с профессиональными преподавателями и удобным расписанием.

Кроме того, все более популярны языковые школы за границей, принимающие студентов круглый год. В них вы можете как подготовиться к сдаче международных экзаменов, так и просто пройти интенсивный курс английского с полным погружением и упором на разговорный язык.

Это довольно интересный и необычный опыт, ведь в таких школах собираются ученики из разных стран мира, что позволит вам целиком погрузиться в интернациональную среду и развить понимание на слух разных акцентов. Как правило, неделя или две — самый минимальный срок, на который берут учеников школы в Ирландии, Великобритании, США, Мальте и других странах.

Максимальный срок обучения не имеет ограничений и зависит только от ваших индивидуальных целей и финансовых возможностей.

Как и у любого другого, у этого метода есть свои плюсы и минусы.

Из плюсов можно выделить довольно умеренные цены на обучение по сравнению с индивидуальными занятиями, возможность коммуникации с другими ученикам, здоровую конкуренцию в группе, разнообразные форматы занятий и, конечно, возможность учиться не только на своих, но и на чужих ошибках.

Один из основных минусов — отсутствие индивидуального подхода, персонального внимания и возможности разобрать подробнее именно ваши вопросы.

Это обусловлено большим количеством студентов в группе, а некоторые ученики могут даже испытывать социально-психологический барьер и бояться раскрепоститься.

Также, расписание занятий может быть не всегда удобным для ученика из-за работы и других повседневных дел.

Обратите внимание

В целом, групповой метод изучения языка подойдет общительным и коммуникативным людям, в особенности, детям и подросткам. А вот замкнутым и вечно занятым людям с плотным графиком будет довольно сложно посещать такие школы.

Тем, кому не подходят групповые занятия, но нужен человек для контроля и подробного разбора непонятного материала и грамматики, стоит остановить свой выбор на репетиторе по английскому языку.

Главный плюс этого метода — индивидуальный подход. Вы подробно разбираете только те темы, которые вам непонятны или сложно даются. Причем, разбираете «до победного конца». Репетитор может заниматься с вами сколько угодно долго, если это позволяет финансовая сторона вопроса.

Стоимость одного академического часа занятий с репетитором выше, чем у групповых занятий. Но и полезность этого метода выше, ведь занятия будут построены на основе вашего уровня и возможностей, вы можете выбрать свой темп или сделать акцент на какой-то из тем.

Например, плотно готовиться к экзаменам или подтянуть разговорную речь.

Из минусов можно выделить долгий поиск именно своего преподавателя, который устроит вас по всем пунктам (расположение, расписание, стоимость, программа).

Еще важно найти такого репетитора, который действительно будет заинтересован в занятиях с вами и выкладываться по полной: готовить новый материал, использовать разные подходы, предлагать разнообразные задания и, конечно, будет развиваться сам.

Современные технологии позволяют человеку получить доступ к информации в любом месте и в любое время, и это прекрасно. Желающие выучить английский язык, но не имеющие времени или возможности посещать групповые занятия или нанять репетитора отдают свое предпочтение самостоятельному изучению.

Сюда относятся занятия дома по книгам и методичкам, самостоятельная работа со словарями и учебниками, аудио-уроки, видео-уроки, просмотр фильмов и сериалов на языке оригинала, игры на запоминание и многое другое.

Этим методом сегодня пользуются все большее количество человек, ведь его плюсы очевидны: отсутствие необходимости ехать на другой конец города, возможность заниматься в любое удобное время и другие.

Важно

Самый большой минус таких занятий — это необходимость обладать высоким уровнем самоорганизованности, потому что никто со стороны не следит за вашими успехами и не может исправить ошибки в произношении.

Но если у человека есть мотивация и желание — он найдет время уделять обучению хотя бы 15-30 минут в день и постоянно развиваться и повышать свой уровень.

Например, у нас в Puzzle English вы найдете большое количество тренажеров для изучения лексики, видеоуроков и материалов на языке оригинала с подробным разбором предложений и фраз, а также много других полезных способов выучить английский язык самостоятельно.

Помните, что необязательно зацикливаться только на одном методе и способе, если он не работает.

Если вам не подходит методика изучения английского языка самостоятельно, потому что необходима мотивация от учителя — лучше начать с языковых курсов.

Читайте также:  Present simple passive - страдательный залог в настоящем простом времени

И также, если вы хотите больше индивидуальных занятий и интересного контента — вам нужен репетитор либо сайты и приложения для изучения языка. It’s up to you (Решать только вам).

Популярные системы изучения английского языка

Как говорится в известном выражении: «Сколько людей — столько и мнений». Но немногие из этих людей действительно разработали свои уникальные методики по изучению английского языка и продвинули их в массы. Эти методики используют не только те, кто учит язык самостоятельно, но и преподаватели в языковых школах по всему миру.

По сути, все эти методы — полноценные системы обучения языку, которые могут использоваться не только для английского, но и для любого другого языка.

Но с одной важной оговоркой: по любому из этих методов можно выучить язык только до определенного уровня.

Совет

Чтобы продолжать всесторонне развиваться и освоить английский язык более глубоко и полно, лучше задействовать разные способы: самостоятельное изучение, работа в группе, просмотр фильмов в оригинале, разговорные кружки и многое другое.

Давайте познакомимся поближе с зарекомендовавшими себя методиками изучения английского языка.

Эта авторская методика, разработанная Полом Пимслером (Paul Pimsleur), запатентована и широко известна во всем мире.

Он разработал серию аудиокурсов, каждый из которых состоит из 30 уроков, каждый из которых длится 30 минут. Русская версия — Pimsleur English for Russian Speakers.

 Согласно идее Пимслера, именно в этот промежуток времени мозг человека способен усваивать информацию наиболее эффективно.

Обучение проходит в форме диалога, а каждое из занятий озвучивают как native speaker, так и наш соотечественник. Кроме того, для каждого из уроков предусмотрены задания, которые озвучивают дикторы.

Таким образом, вы не только слушаете диалог, но и принимаете в нем участие и учитесь проговаривать слова и фразы.

Благодаря этой форме ученик способен быстро освоить разговорную речь и запомнить максимальное количество разных выражений.

Обратите внимание

Плюс этой методики в том, что она доступна в любое время и в любом месте — аудиокурс можно слушать на смартфоне, в машине, дома во время приготовления ужина и так далее.

Эта методика основана на переосмыслении привычной нам модели обучения «от теории — к практике». В ней Игорь Шехтер предлагает изучать иностранный язык так, как мы осваивали русскую речь в детстве.

Маленьким детям никто не объясняет правила языка, они изучают их лишь позже, в школе, но к тому моменту они уже имеют определенный словарный запас и могут выстраивать предложения, хоть и не всегда правильно.

Обучение в методе Шехтера поделено на три основных этапа: на первом (самом легком) даются только лексические единицы и выражения, которые нужно сразу применить на практике, а уже на втором и третьем этапах происходит коррекция грамматики и произношения.

На последних этапах у ученика пропадает психологический барьер и страх именно говорения, с которым часто сталкиваются изучающие язык. С точки зрения педагогов-психологов, эта методика является одной из самых успешных и эффективных в изучении английского языка.

Наш соотечественник Александр Драгункин разработал уникальный метод по изучению английского языка, который успешно практикуется вот уже много лет. Согласно ему, чтобы русскому человеку эффективно выучить английский — прежде всего нужно ориентироваться на русский.

В этом методе максимально упрощена грамматическая часть и правила построения предложений, он не перегружен лишней по мнению специалиста информацией и ориентирован на быстрое изучение иностранных слов и их запоминания.

У Драгункина есть не только подходы в зависимости от уровня знаний ученика, но и собственная сеть школ. А помимо этого — своя лексика, правила и прочее, чтобы русскому человеку стал более понятен английский. Как говорит сам Драгункин, по его методу можно легко освоить английские глаголы, артикли и базовые принципы построения предложений.

Однако, у этой методики есть и много противников, которые утверждают, что объем теоретических знаний недостаточен и что система преподает английский с точки зрения русского, а это, в свою очередь, мешает правильному произношению и восприятию иностранной речи.

Важно

Дмитрий Петров является разработчиком одной из самых эффективных в России методик обучения английскому языку «Полиглот». Согласно методу Петрова, английский можно выучить с нуля за 16 часов.

Конечно, речь идет не о том, что через 16 часов вы сможете легко и свободно общаться с жителем Великобритании на тему политики, а о каких-то базовых знаниях, достаточных для понимания и беглого говорения.

Методика основана на искусственном погружении в английскую языковую среду. Уже с первого занятия ученики общаются только на иностранном, начиная с азов и переходя к более сложной лексике и правилам.

Для этого в начале каждого урока предлагается необходимый лексический и грамматический минимум для самостоятельного изучения, а основная часть урока направлена на многократное повторение речевых структур и использование лексики «на месте».

Илья Франк является автором довольно оригинальной теории по быстрому и эффективному изучению английского языка. Основана она на чтении особой литературы, адаптированной под эту методику.

Работает это так: небольшие отрывки текста подаются вместе с переводом в скобках. То есть текст, предлагающийся к изучению, не представлен целиком в формате текст-перевод, а делится на части и сразу же, визуально рядом, дается перевод. Таким образом ученик может сравнить оригинал с переводом сразу же и почерпнуть оттуда новые слова или речевые конструкции.

Франк утверждает, что такая система изучения намного эффективнее простых методичек с английскими текстами, ведь способ подачи информации в ней похож на словарь, где слово и его перевод также стоят рядом.

Один из минусов этой методики — развитие только навыков чтения и перевода и изучения новой лексики, а не разговорный английский, который не менее важен. Однако, методика Франка хорошо подойдет тем, кто желает нарастить лексический запас.

Совет

Евгений Умин является разработчиком методики изучения английского языка, основанной на моторных и слуховых энграммах. Так Умин называет «следы памяти», помогающие человеку усваивать новую информацию и воспроизводить ее после.

Как и в методе Шехтера, за основу Умин взял принципы восприятия окружающего мира ребенком и провел дополнительные исследования механизмов работы человеческого мозга во время обучения.

Его метод основан на ежедневных занятиях длительностью 15-30 минут, во время которых основной упор делается на запоминание, проговаривание и повторение. Автор утверждает, что если заниматься не 30 минут, а по 1-1,5 часа в день, то за год можно достичь уровня владения английским, достаточным для свободного общения с носителем языка.

Николай Замяткин является автором книги «Вас невозможно научить иностранному языку», первая публикация которой состоялась еще в 2000 году. Он разработал собственное пособие для тех, кто хочет быстро и легко освоить английской язык и предлагает для этого методику постепенного погружения в языковую среду.

Система обучения состоит из нескольких этапов, каждый из которых все глубже погружает ученика в английский язык. При этом, каждый этап прорабатывается максимально тщательно, а на разбор одного материала в этапе может уйти несколько суток. Вначале автор предлагает послушать и разыграть простые диалоги, второй этап состоит из чтения книг, а третий — из просмотра фильмов на языке оригинала.

Эта методика считается достаточно эффективной, хотя и занимает много времени и требует самодисциплины. Но ведь настоящие и долговечные знания не даются без упорства и регулярной практики, поэтому считать продолжительность обучения минусом нельзя. Кроме того, все довольно индивидуально как в этом, так и в описанных выше методах.

Так можно ли однозначно ответить на вопрос «Какая лучшая методика для изучения английского языка»? Нет, нельзя. Хотя все эти методы довольно универсальны и подойдут всем желающим выучить иностранный язык, они основаны на разных принципах и просто могут не подойти конкретному ученику. Но это не значит, что нужно сразу отказываться от попытки даже попробовать методику на себе.

Лучший курс английского языка для самостоятельного изучения — это тот, который устраивает вас на все сто процентов. Не забывайте, что вы можете комбинировать методы обучения между собой.

Обратите внимание

Например, зарегистрировавшись на сайте Puzzle English и получив полный доступ ко всем нашим увлекательным паззлам, вы можете не только заниматься по ним самостоятельно полчаса в день, но и время от времени консультироваться с репетитором или посещать разговорные клубы в оффлайн школе.

Разнообразив таким образом свое обучение вы точно не заскучаете и сможете всесторонне развить необходимые навыки.

Все-таки, только методом проб и ошибок вы найдете тот самый лучший метод изучения английского языка, который сдвинет вас с мертвой точки и позволит освоить самый популярный язык на планете.  

Ну а мы желаем вам успехов в изучении независимо от способа, который вы выберете!

Источник: https://puzzle-english.com/directory/how-to-learn-methods

Обзор авторских методик обучения английскому языку

Всем хочется учить быстро, много, и не прилагая к этому особых усилий. Некоторые люди годами ищут “свою” методику, которая научит их этому треклятому иностранному языку, с которым почему-то не сложилось в школе. Что же выбрать? Ведь их так много, а обещают и того больше! Сегодня проводим обзор авторских методик изучения английского языка популярных на постсоветском пространстве.

Шехтер

Эмоционально-смысловой подход или метод, созданный Игорем Юрьевичем Шехтером, советским лингвистом и педагогом в 1970-х годах.

В чем суть?
Автор метода утверждает, что изучение иностранного языка должно происходить в виде подражания иностранной речи, так, как мы изучаем родной язык.

Вместо заучивания слов и правил, учащиеся слушают образцы иностранной речи, повторяют ее, а зачем учатся использовать в различных ситуациях.

Из процесса обучения полностью исключена грамматика на первых порах, поскольку когда дети учат родной язык, они начинают с подражания, а не с правил.

Плюсы

преодоление языкового барьера за счет отсутствия правил и мыслей о них, а также за счет отсутствия постоянных исправлений на первых порах;
учащиеся начинают общаться осмысленными фразами, а не нелепыми предложениями сотканными из случайных слов;
помогает вспомнить забытое, если человек учил язык ранее, но забыл.

Критика

взрослые — не дети, а потому далеко не все могут воспринимать и учить иностранный язык методом подражаний;
процесс изучения методом подражаний довольно долгий;
тренируются не все навыки и языковые системы;
положительные отзывы о самом методе исключительно на русском языке

Источник: https://skyteach.ru/2018/03/27/obzor-avtorskih-metodik-obucheniya-anglijskomu-yazyku/

9 авторских методик изучения английского языка

Честно признаться, я не обо всех авторах и их методиках слышал, хотя занимаюсь языками довольно давно. Думаю, что и Вам будет интересно почитать и применить методики в деле.

Просветитель, историк-лингвист, музыкант, автор книг по педагогике, психологии и лингвистике, создатель обучающей методики «Научное фэнтези» Олег Мурашев рассказывает о своем опыте работы с учениками по методикам изучения языков, предложенным разными экспертами.

Нетрадиционных методик изучения английского языка очень много. «Нетрадиционных» – в смысле отличных от тех, которые использует школьная программа. Это не означает, что они абсолютно новые, поскольку все мы так или иначе «выросли» из традиционной школы. Просто авторы новых методик изучения иностранных языков, не соглашаясь с классическими приемами, предлагают иные пути познания.

Любой неравнодушный преподаватель в обычной школе, может быть, сам того не понимая, творит чудеса на уроках.

Если говорить о личном опыте, в далекие 70-е годы школьный преподаватель английского Наталья Павловна изо дня в день вела наш класс к пониманию языка, используя магнитофонные записи, интересные таблицы, английские анекдоты и дисциплинированное изучение, – и стала примером для подражания.

Именно в среде школьных преподавателей, в живой работе с детьми зарождаются любые передовые методики, методы, технологии и приемы. Только в таком ежедневном труде можно увидеть плюсы и минусы традиционного обучения, а затем вносить что-то свое и проверять эффективность новшеств во время уроков.

В последнее время благодаря Интернету быстро распространились новые методики изучения английского.

Коротко и без оценочных суждений остановимся на их особенностях и отличиях, чтобы после этого обзора каждый мог выбрать наиболее подходящую альтернативу, исходя из своего темперамента, наличия свободного времени и уровня подготовки.

Большинство этих методик в той или иной мере применены на моих уроках – рассказ о них пойдет в той последовательности, в которой мне удавалось с ними знакомиться.

Методика Владислава Милашевича

Первый впечатляющий опыт связан с методикой Владислава Милашевича. Возможно, потому еще, что в конце 80-х годов я был знаком с ним лично и кое-что усвоил непосредственно от автора.

К сожалению, полноценного изданного учебного курса Владислав Милашевич после себя не оставил, но сохранились многие записи его замечательных лекций.

Поражало его умение все систематизировать и подавать в понятных схемах и таблицах.

Основные принципы методики Владислава Милашевича:

  1. Системность в изложении материала. Охвачены все ключевые темы языка.
  2. Наглядность. Используются очень понятные, несложные схемы-картинки, которые позволяют быстро усвоить многие сложнейшие разделы грамматики (предлоги, времена и т. д.).
  3. Компактность материала.
  4. Ориентация на скорость усвоения. Методика была «заточена» на обучение научных работников быстро понять (перевести) английский текст, поэтому скорость усвоения – это одна из главных особенностей методики. Всего несколько лекций – и аспирант с почти «никаким» английским был в состоянии понимать непростые материалы в зарубежных журналах и опираться на них при написании диссертаций и статей.
  5. Смелость в подаче. Даже сегодня найдется немного авторов, которые смогли бы так смело и творчески подойти к языку. По сути, Владислав Милашевич создал новый мир, в который вовлекал своих учеников, и через новые, созданные им правила просто рассказывал о сложном.

Найти изложение методики Владислава Милашевича в Интернете непросто: интересный материал есть на Makschool.com. Это несколько уроков, в которых изложены основные схемы и формулы.

Методика Виталия Левенталя

Я познакомился с работами этого автора в начале 90-х, когда его статьи появились на сайтах русскоязычных общин Америки.

Они произвели неизгладимое впечатление новизной и свежестью, потому что это был рассказ о живом американском языке. Ничего подобного невозможно было узнать ни в учебниках, ни у других преподавателей.

И сегодня его подход является очень понятным и привлекательным, несмотря на высокую конкуренцию.

Основные принципы методики Виталия Левенталя:

  1. Честный подход. Никому не обещает ни быстрых успехов, ни легкого обучения. Необходимы ежедневный кропотливый труд и усердие – никакого иного воздействия на подкорку.
  2. Методика ориентирована на наших соотечественников, которые эмигрировали в США, поэтому в ней используются многочисленные местные идиомы, юмор, сленг – словом, все то, что позволяет быстрее «вписаться» в американскую жизнь.
  3. Тесная связь с русским языком в процессе изучения английского.
  4. Выработка навыков языкового мышления через книги, статьи и лекции. Это очень редкое качество, когда через поиск, эмоции и проверку результата у взрослого человека появляется «ощущение» языка.

Сегодня в Интернете сам автор предлагает многочисленные онлайн курсы и вебинары. Также нетрудно купить или скачать его книги для самостоятельного изучения.

Экспресс-метод Илоны Давыдовой

Я купил аудиокассетный вариант еще в середине 90-х за немалые деньги – не терпелось включить и проверить, как при помощи волшебных неслышимых сигналов английские слова «сами» навсегда вливаются в голову. В целом этого не случилось, но тем не менее сами кассеты и прилагаемая к ним книжка очень даже использовались в дальнейшей работе. Так что жаловаться грех.

Особенности метода Илоны Давыдовой:

  1. Материал представляет собой отдельные слова и фразы (диалоги) в звуковом варианте. Курс создан для восприятия на слух, хотя на сегодня уже появились его компьютерные варианты с графикой и цветом.
  2. Может быть интересен для тех, кто уже имеет некоторую подготовку и желает увеличить словарный запас.

Коммуникативная методика Галины Китайгородской и Игоря Шехтера

Познакомиться с этим подходом удалось довольно поздно – в конце 90-х, так как учебники этих авторов не являлись бестселлерами и не рекламировались в Интернете. При этом главный принцип – обучаться через общение – невероятно привлекателен. Для меня опыт Игоря Шехтера очень ценен, потому что многие его подходы созвучны моим.

Основные принципы методики Игоря Шехтера:

  • Учить нужно не языку. Нужно создавать условия, при которых человек заговорит на иностранном языке.
  • Традиционные методики преподавания английского языка ломают человека (тесты, экзамены, правила и т. д.), а учить чему-либо можно, только не ломая личность. Поэтому в этой методике нет ни домашних заданий, ни изучения грамматики (на начальном этапе).
  • Живая речь не конструируется, а порождается. Обучение происходит в активной деятельности, окрашенной эмоционально.
  • Каждый ученик должен иметь свободу выбора и передавать смысл теми словами, которые соответствуют его жизненному опыту.
  • Преподаватель определяет только завязку события и – только намеком – кульминацию. Развязка же непредсказуема. Потому и настолько интересно.
  • Курс включает в себя 3 цикла по 100 часов каждый. Между циклами делается перерыв на 1-3 месяца, во время которого ученик читает на английском, смотрит и обсуждает фильмы, слушает песни.

Однозначно эта методика позволяет развивать творческое начало и у преподавателя, и у его учеников.

Методика Николая Замяткина

Я познакомился с этой методикой достаточно давно, в конце 90-х. Было интересно попробовать на себе, и когда убедился, что тут есть рациональное зерно, начал применять в работе с учениками. Очень часто методику Николая Замяткина называют «матричной».

Основные принципы методики Николая Замяткина:

  1. Многократное прослушивание начитанного носителем языка фрагмента (диалог или просто текст). Таким образом материал врезается в память.
  2. Затем многократное произношение этого же текста вслух. Главное условие – делать это громко, как можно громче.
  3. Все это воздействует на самые глубинные, бессознательные структуры мозга, связывая микродвижения речевого аппарата с типовыми фонемами, звукосочетаниями, а также зрительными образами изучаемого языка, делая их привычными.
  4. Успех достигается за счет бесчисленных движений губ и языка, сокращений мышц лица и горла, работы связок, то есть всего того, что отвечает за «говорение» на иностранном языке. Это как заучивание гамм в музыке или тренировки в спорте.
  5. Все это приводит к «недуманию» на родном языке, то есть такому состоянию, когда голова становится свободной от мыслей на родном языке.

Метод Тимура Байтукалова

Основные принципы метода Тимура Байтукалова (матричная методика):

  1. Регулярность занятий языком – не менее 1 часа ежедневно.
  2. Основной учебный материал – видео с субтитрами на изучаемом языке и аудиокниги.
  3. Основной способ усвоения нового языкового материала – моделирование речи носителей языка в состоянии «незнания».
  4. Максимально точное копирование носителей языка. Достижение понимания не является целью.
  5. Знакомиться со смыслом изучаемого учебного материала (читать перевод) можно лишь после того, как учебный материал тщательно выучен.

Методика Григория Громыко

Основные принципы методики Григория Громыко (матричная методика):

  1. Неиспользование памяти для изучения английского.
  2. Постоянная тренировка тех органов, которые так или иначе ответственны за речь (рот, губы, глаза, уши и т. д.) через многочисленный повтор одних и тех же фраз/слов.
  3. Работа ведется только с тем материалом, который интересен ученику «здесь и сейчас».
  4. Тренировка одновременно не одного, а как минимум трех иностранных языков эффективнее и приводит в итоге к более выраженному результату.

Методика Александра Драгункина

Я познакомился с его книгами в конце 90-х. Вначале было очень непривычно, но потом стало очевидно, что идеи Александра Драгункина очень интересны и могут быть использованы для преподавательской деятельности.

Особенности методики Александра Драгункина:

  1. Целостность. Рассмотрены практически все основные темы грамматики.
  2. Создана альтернативная грамматика, которая отличается простотой понимания.
  3. Высокая скорость усвоения материала. 10-20 дней обычно хватает на усвоение всего курса. Затем предполагается самостоятельная работа.
  4. Принципиальное значение имеет возникновение понимания, почему нужно построить фразу так, а не иначе.
  5. С первого же занятия строятся предложения любого уровня сложности.
  6. Цель – заложить базу. Затем происходит наращивание: увеличение словарного запаса, совершенствование грамматики и т. д.

Из наблюдений: если читать одну и ту же книгу Александра Драгункина постоянно (например, прочитывать ее раз в день, это возможно) или хотя бы одну и ту же главу несколько раз, то неожиданно возникает очень неплохой эффект. Кто-то скажет, что так происходит с любым учебным материалом. Но это не так: если читать одни и те же главы традиционных учебников, результат получается не самый лучший – все зависит от содержания.

Методика Дмитрия Петрова

Сравнительно недавно по каналу «Культура» были показаны курсы Дмитрия Петрова.

Особенности методики Дмитрия Петрова:

  1. Отточенность подачи материала, проработанные видео и другие материалы. Например, «Генератор фраз» позволяет построить правильное предложение и услышать произношение.
  2. Высокая скорость изложения курса. Стандартная программа включает в себя 16 часов. Максимальный срок обучения языку по этой методике – 6 недель.
  3. Использование фильмов для погружения в языковую среду.
  4. Отсутствие сложных грамматических схем и необходимости заучивать правила.

Методики, о которых рассказано в этой статье, не являются «главными» – существуют и другие, достаточно интересные и оригинальные, о них речь пойдет в следующий раз.

Важно упомянуть вот о чем: какими бы интересными ни были приемы вовлечения в изучение иностранного языка, успех будет достигнут только при выполнении одного условия: заниматься нужно каждый день.

Это настолько трудно, что даже самое сильное желание и мотивация не работают.

Я придумал несколько способов, позволяющих вплести изучение иностранного языка в обычную жизнь: вы делаете что-то привычное, повседневное – и при этом занимаетесь английским или другим языком. Подробности – в одной из будущих статей и на вебинаре.

Вот ссылка на статью, и вообще походите по тому сайту — много интересного.

Источник: https://www.doctorvlad.com/americanenglish/index.php/2015/10/9-avtorskix-metodik-izucheniya-anglijskogo-yazyka/

12 самых эффективных методик изучения английского языка

Традиционные методы изучения иностранного языка – это способы познаний, которые используются в школе. Все остальные называются нетрадиционными. Но это вовсе не значит, что они новые или непризнанные.

Самое существенное их отличие от общепринятой системы в том, что нетрадиционные методики кардинально не согласны с классическими методами, поэтому предлагают собственные пути познания иностранного.

Необходимость и польза изучения иностранного языка очевидна. Но как выбрать метод, который будет помогать, а не тормозить в этом сложном процессе?

Почему их так много?

В последнее время в интернете можно найти огромное количество методик по быстрому изучению английского языка. Появилась острая необходимость в их оценке, поиске достоинств и недостатков, чтобы люди могли выбрать для себя подходящую согласно собственному темпераменту, свободному времени и уровню подготовки.

Давайте познакомимся с самыми эффективными и современными методами изучения английского языка, которые при желании вполне можно освоить самостоятельно.

Метод Милашевича

Владислав Милашевич отличается удивительным умением предоставить важнейшую информацию в виде понятного, хорошо систематизированного материала, схемах и таблицах.

Вот принципы, которыми руководствовался автор при создании своей системы:

  1. Системность изложения материала.
  2. Наглядность. Все данные представлены в виде простых и понятных схем, таблиц и картинок, которые легко рассказывают даже о самых сложных аспектах грамматики (предлогах, временах и т.д.).
  3. Компактный вид.
  4. Ориентация на скорость усвоения. Этот способ специально был разработан для быстрого способа изучения любого иностранного (в частности английского языка). Так, совершенно незнакомые с английским аспиранты уже после нескольких занятий могли понимать довольно сложный для усвоения материал из иностранных научных журналов.
  5. Смелая подача. Милашевич был создателем чуть ли не единственной системы, которая так смело и быстро вовлекала учащегося в ни на что не похожий мир, где было просто рассказано о сложном.

Эффективное изучение английского можно выполнять везде, в том числе и в общественном транспорте по дороге на учебу или работу

Метод Левенталя

Этот автор создавал свою методику на основе живого американского языка, с которым нельзя было познакомиться нигде: ни в учебниках, ни у школьных учителей.

И вот его основные принципы:

  1. Честность. Данная методика не говорит вам, что учиться будет легко и можно добиться успеха быстро. Она сразу заявляет, что только усердие и ежедневный кропотливый труд приведут к желаемой цели.
  2. Ориентация на эмигрантов из стран СНГ. Вот почему методика включает в себя много юмора, сленга, идиом США, которые помогут быстро «влиться» в местную жизнь.

Экспресс-метод Илоны Давыдовой

Еще в начале 90-х везде была реклама о сказочно быстром изучении английского языка с помощью этого способа. Обман был в том, что метод гарантировал быстрое изучение языка путем невидимого и неслышимого воздействия неких особых сигналов, которые помогали английским словам без особых усилий проникать в нашу голову и успешно там закрепляться.

Впрочем, прилагаемые книги и кассеты были довольно неплохи, благодаря чему их можно было использовать и добиваться положительных результатов.

Вот главные особенности метода:

  1. Предоставляемый материал не связан, выглядит в форме отдельных озвученных фраз и слов. Основная задача курса – восприятие речи на слух.
  2. Может заинтересовать тех, кто уже имеет определенную базу знаний и хочет увеличить словарный запас.

Метод Шехтера и коммуникативная методика Китайгородской

Изучение иностранного языка по методу Шехтера получило распространение в далеких 90-х несмотря на то, что их не рекламировали так яростно, как изучение английского по методу Илоны Давыдовой.

Главный принцип этих двух способов в обучение через общение.

Особенности методик Шехтера и Китайгородской:

  1. Не нужно учить языку, нужно создавать условия, которые помогут человеку заговорить на иностранном.
  2. Такие традиционные способы изучения иностранного языка как тесты, экзамены, правила и прочее ломают людей. Обучение же возможно только при отсутствии насилия. Поэтому на начальном этапе здесь под запретом грамматика и домашние задания.
  3. Живую речь нужно не конструировать, а порождать. Процесс обучения происходит в форме активной познавательной деятельности, окрашенном эмоционально.
  4. Каждый имеет право передавать смысл теми словами, которые соответствуют конкретно его жизненному опыту. Главенство права на свободу выбора.
  5. Задача преподавателя – определить лишь завязку события, мельком задав направление кульминации. Развязку же невозможно предугадать, поэтому метод так интересен.
  6. Курс состоит из трех циклов, каждый из которых длится 100 часов. Между циклами следует делать перерыв от 1 до 3 месяцев, в течение которых учащийся должен активно читать на английском, смотреть иностранные фильмы и обсуждать их, слушать песни.

Это революционный метод для развития творческого начала как у учащихся, так и у преподавателей.

Метод Замяткина

Эту методику часто называют «матричной», и в ней также есть рациональное зерно.

  1. Врезание материала в память путем многократного прослушивания.
  2. Многократное произношение прослушанных текстов, причем произносить их следует как можно громче.
  3. Воздействие на глубинные, бессознательные структуры мозга путем связи движений речевого аппарата со слуховым.

Методика Байтукалова

В этой матричной методике главенствуют следующие принципы:

  1. Регулярные занятия. Посвящать изучению языка следует не меньше 1 часа ежедневно.
  2. В качестве главного средства изучения используются аудиокниги и видео с субтитрами на иностранном языке.
  3. Главный способ усвоения нового материала – воспроизведение иностранной речи в состоянии незнания (механическое заучивание).
  4. Понимать – не главное. Важно максимально точно копировать иностранную речь.
  5. Узнавать смысл изученного можно лишь тогда, когда материал тщательно проработан.

Методика Громыко

Основные принципы этой методики заключаются в следующем:

  1. Для изучения английского память не используется.
  2. Постоянно тренируются те органы, которые так или иначе ответственны за речь (рот, язык, уши, глаза) путем многократного повторения одних и тех же выражений, слов.
  3. Работать нужно только с теми материалами, которые интересны обучаемому на данный момент.
  4. Тренировать необходимо не один, а минимум три иностранных языка. Тогда процесс обучения происходит максимально эффективно, а учащийся добивается более значимых результатов.

Очень важно помнить: невозможно добиться хороших результатов, если не уделять изучению иностранного языка много времени

Методика Драгункина

Александр Драгункин также вышел из тени в начале 90-х. И его система может быть интересна следующим:

  1. Целостность. В методе хорошо освещены практически все разделы грамматики. понятно изложены правила, представлены упражнение на их закрепление.
  2. Доступно излагаются грамматические азы путем знакомства с альтернативной грамматикой.
  3. Скорость усвоения материала огромная. Весь курс можно освоить за 10-20 дней. После этого предлагается проводить самостоятельную работу.
  4. Принципиально важно понимать, почему важно строить фразу именно так, а не другим способом.
  5. Уже на первом занятии начинают строить предложения всех уровней сложности.
  6. Цель методики – заложить базу, после чего идет ее постепенное наращивание (увеличение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматики и так далее).

Методика Петрова

Изучение английского языка по методу Дмитрия Петрова имеет свои особенности:

  1. Хорошо проработанные видео, отточенная подача материала.
  2. Быстрая скорость прохождения курса. Обычная программа состоит из 16 часов. Максимальный срок обучения данным способом составляет 6 недель.
  3. Большое внимание уделяется просмотру фильмов для погружения в языковую среду.
  4. Здесь нет необходимости заучивать правила, как и сложных грамматических схем и конструкций.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Метод Пимслера

Изучение английского языка по методу доктора Пимслера также имеет право на существование, и вот почему:

  1. Системность. Метод представляет собой хорошо продуманную систему из 13 последовательных уроков.
  2. Одинаковая важность как прослушивания, так и воспроизведения материала.
  3. Каждое занятие должно быть озвучено двумя персонами – русскоговорящим и native speaker.

Метод Франка

Изучение английского по методу Ильи Франка основано на чтении литературы, адаптированной специальным способом. Его особенности в следующем:

  1. Перевод информации предоставляется после небольших фрагментов и оформляется скобках.
  2. Большие предложения делятся на небольшие фрагменты, отдельные фразы. После прочтения текста с «костылями» (так называются подсказки в виде переводов) следует тот же текст, но без перевода.
  3. Стремительное наращивание пассивного словарного запаса.

Не стоит забывать, что важную роль при изучении иностранного языка играет регулярность занятий

Метод Умина

Его метод слуховых и моторных энграмм изложен всего на 50 страницах. Заключается на автоматическом изучении английского путем проговаривания и восприятия фраз. И вот его особенности:

  1. Метод энграмм (метод «следов памяти») основан по примеру особенностей усвоения речи у малышей. Автор также использовал собственные знания о механизмах работы мозга в процессе обучения.
  2. Структурированная система ежедневных занятий. Большого успеха можно достигнуть, уделяя обучению всего по 15-20 минут ежедневно.
  3. Возможность достигнуть уровня равного носителю языка, пропорционально увеличив время ежедневного изучения.

Методика Стоун

Розетта Стоун посвятила свою методику тем, кто много времени проводит за компьютером. Но это не все ее особенности:

  1. Постепенное погружение пользователя в языковую среду носителя.
  2. Никаких быстрых переходов от простого к сложному – только равномерное погружение и усложнение.
  3. Первоначальное знакомство с простыми словами, плавно переходящее к сложным речевым конструкциям, синтаксису и грамматике.

Лучший способ изучения английского языка

Мы с вами познакомились с самыми популярными способами и методиками самостоятельного изучения английского языка с нуля. При этом необходимо понимать, что среди них нет лучшей методики изучения иностранного языка.

При огромном количестве преимуществ всех этих методов у каждого из них есть один большой недостаток: ни один из них не гарантирует стопроцентного, быстрого и эффективного способа самостоятельного изучения иностранного языка для всех. Почему?

Вы когда-нибудь задумывались, почему до людей по-разному доходит информация?

Дело в том, что у всех людей разные доминирующие способы восприятия информации.

Одни из нас аудиалы, то есть воспринимают информацию преимущественно при помощи слуховых каналов. Другие визуалы – люди, которые воспринимают и обрабатывают информацию преимущественно зрительным каналом.

Есть также кинестетики и дигиталы, у которых также свои особенности.

Важно

Так вот, каждая методика изучения английского будет эффективной только для одного или двух видов людей.

Не стоит забывать и о том, что данные методики быстрого изучения английского языка ориентированы, как правило, не на все, а лишь на некоторые аспекты языка (грамматику, лексику, разговорную речь, понимание речи на слух).

Лучшие методы иностранных языков должны быть разработаны таким образом, чтобы каждый языковой аспект одинаково хорошо развивался. И такой способ априори не может быть быстрым и легким. В таком случае лучше будет поискать хорошего репетитора по английскому.

Поэтому нам с вами остается только ждать появления новых уникальных и эффективных методов самостоятельного изучения иностранных языков (в особенности английского как мирового языка). Ну а пока вы ждете, рядом с вами всегда будет надежный друг – студенческий сервис помощи, специалисты которого всегда помогут с переводами, контрольными или другими работами по английскому.

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/12-samyx-effektivnyx-metodik-izucheniya-anglijskogo-yazyka/

Ссылка на основную публикацию