Эффективные методы и приемы на уроках английского языка в начальной школе
Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна.
Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения.
Она способствует активации мышления, вызывает интерес к выполнению того или иного упражнения. Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности.
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.
Использование разнообразных нестандартных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Именно поэтому все чаще на занятиях предпочтение отдается активным методам обучения.
Первоочередным условием повышения интереса к предмету “Иностранный язык” является формирование коммуникативной мотивации.
Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:
доброжелательная обстановка на уроке;
положительный эмоциональный климат;
доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.
Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят :
*нестандартные формы проведения уроков,
*неделя иностранных языков,
*олимпиады по языку,
*необычные формы предъявления изучаемого материала,
*внеурочная работа по предмету, то есть использование активных методов обучения.
Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя.
Почему же так важно создание ситуации успеха? Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик испытывает положительные эмоции.
Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно,
задача учителя — стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Используемые на уроке упражнения такого характера можно объединить в следующие группы:
1) Упражнения, формирующие уважительные отношения между учащимися в группе: познакомиться, узнать цели и задачи каждого при работе в группе, создать атмосферу доверия, развивать внимание, формировать интерес к партнерам в группе, мотивировать на дальнейшее совместное обучение
2) Упражнения, помогающие сплочению: создают благоприятную атмосферу для групповой (командной) работы, вырабатывают чувство коллективизма, создают условия для чувства эмоциональной поддержки, развивают самосознание учащихся, ответственность за свою работу в группе и работу группы как единой сплоченной команды
3) Упражнения, развивающие способность к адекватному восприятию, пониманию партнера: позволяют узнать особенности других людей, научиться понимать эмоциональное состояние, преодолеть неприятие, научиться владеть средствами вербального и невербального общения
4) Упражнения, развивающие коммуникативные навыки. Использование этой группы упражнений позволяет преодолеть барьеры в общении, развивать навыки публичных выступлений, навыки выражения и аргументирования собственного мнения
5) Упражнения, позволяющие формировать рефлексивные навыки.
1) Что со мной произошло
Учащиеся коротко в 3 предложениях рассказывают друг другу о том, какие интересные события в их жизни произошли накануне. Затем, меняясь в парами, пересказывают друг другу услышанное. Тренируются грамматические и лексические структуры, внимательность, память.
2) Печатная машинка
Распределить среди учащихся группы карточки с буквами алфавита. Предложить «напечатать» слова , поднимая в определенной очередности карточки. Для упражнения целесообразно брать активную лексику урока. Обучает взаимодействию, тренирует способность быстро реагировать, помогает запомнить написание слов
3) Счетная машинка
Задание похоже на игру «Печатная машинка», но с использование карточек с цифрами
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка.
Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку.
Считаю, что наша главная задача — добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.
Что является самым интересным для ребенка? Какой вид деятельности присущ ему по природе? Конечно же, игра! Она является естественной формой деятельности ребенка. Игра несёт в себе большой положительный заряд в формировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации.
При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным — с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре – дети. По меткому выражению Л.С. Выготского, «игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».
Главное при проведении игры — создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.
Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно — вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
— создание психологической готовности детей к речевому общению;
— обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
— тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;
Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых моментах:
— выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован;
— должно быть задействовано как можно больше учащихся;
— игра должна соответствовать языковым возможностям учащихся;
— языковые игры должны проводиться на иностранном языке;
— игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки.
-игры базируются на уже изученном материале, нужно применять их в меру, целесообразно и планово.
М. Ф. Стронин, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3. фонетические игры;
4. орфографические игры;
5. творческие игры;
Игры по аудированию.
Цели: — научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
— научить учащихся выделять главное в потоке информации;
— развивать слуховую память учащихся.
Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти.
Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил.
Затем учитель читает текст ещё раз и дает задание – выписать группы слов и запомнившиеся фразы.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Цели:
— тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
— активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
— развивать речевую реакцию учащихся.
Цветик-Семицветик
Оборудование : ромашки со съемными разноцветными лепестками.
Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.
P1 : This is a blue leaf.
P2 : This is a red leaf., etc
Последняя буква
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
ЦВЕТА
Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Ход игры: ставится задача предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.
Например:
A white dog
ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ.
Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических, и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.
Переведи слово.
Каждому участнику игры дается английское слово для перевода на русский язык. Ответ должен быть моментальным.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Цель — тренировать учащихся в произнесении английских звуков.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ
БУКВЫ РАССЫПАЛИСЬ
Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.
Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы».
Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?».Выигрывает тот, кто первый первый правильно запишет слово.
Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.
ДЕЖУРНАЯ БУКВА
Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.
Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.
Например, преподаватель говорит: « Сегодня у нас дежурная буква «О», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «О» стоит на первом месте?»
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Цели: — научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
— создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.
ИГРА С КАРТИНКОЙ
Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table?
T : No, she is not.
P2: Is the girl standing?
Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.
Психотехнические игры для обучения навыкам и умениям лексико- грамматического оформления речевых высказываний
Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала.
ЛЕС
Цель: формирование лексического навыка на материале тематической группы слов.
Ход игры: обучаемым предлагается сыграть роль деревьев и растений в лесу и прокомментировать на английском языке всё, что происходит с ними.
Например: преподаватель предлагает обучаемым вспомнить лес: Представьте, что вы деревья и растения.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в. качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными являются такие формы общения, как драматизация и ролевая игра.
Драматизация – представления в виде сцен, рассказов, сказок, забавных историй, а также сюжетных картин. Задача учащихся состоит в том, чтобы воплотить заданную тему и сюжет в акт речи. Для организации таких заданий учителя английского языка могут использовать Книгу для чтения, дополнительные материалы для чтения, а также видеоматериалы.
Ролевая игра может изображать элементарные коммуникативные акты (покупка, поздравление, знакомство и т.п.) Могут быть и такие ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные социальные роли (библиотекаря, врача, почтальона).
6Учащиеся начальных классов не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами.
Учитывая потребности в движении учащихся начального звена, на своих уроках я провожу две физкультминутки:для развития мышечной активности и зрительную гимнастику, стараюсь во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы). Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.
ИГРОВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
( Пальчиковые игры)
Укрепление и сохранение здоровья детей на уроке невозможно без применения современных здоровье сберегающих технологий. Этому в значительной степени способствуют различные варианты физкультурных занятий, физкультминуток, физкультпауз. На занятиях используются разнообразные формы организации детей: фронтальные, индивидуальные и в подгруппах.
Все это предупреждает утомляемость учащихся и является необходимым моментом на уроках иностранного языка.
Снизить утомление детей можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Большую помощь в этом учителю оказывают пальчиковые игры.
Как известно, любая деятельность детей, в которой задействованы кисти и пальцы, способствует развитию речи. На ладони и на стопе находятся около 1000 биологически активных точек.
Условно я делю пальчиковые упражнения на театральные, танцевально-музыкальные, массажные, игровые.
Театральные игры (малоподвижные)
Ими сопровождается слушание и исполнение стихов и песенок, прежде всего коротких и простых потешек, считалок, рифмовок или маленьких концертов с имитационными движениями. Сказка « Колобок»
Игра «Ежик».
Источник: https://www.metod-kopilka.ru/effektivnie-metodi-i-priemi-na-urokah-angliyskogo-yazika-v-nachalnoy-shkole-71654.html
Игровые методики обучения английскому
Не стесняйтесь переносить на английскую почву то, что вам нравится в русском варианте. Можно поиграть с пословицами, разыгрывать шарады, сочинять стихи на заданные рифмы. Не забудьте только, что в игре не ставятся оценки, никто никого не поучает и не проверяет. И заготовьте призы.
Пушкин — это наше всё. Даже при изучении иностранного языка. Помните, как учили французскому языку Евгения Онегина? «Мсье L’Abbe, француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя»… В результате такого обучения «он по-французски совершенно мог изъясняться и писал».
Мечта всех современных родителей, не правда ли? Понятно, что и английскому языку можно вполне успешно обучать детей примерно таким же образом. К сожалению, в следующие лет 150 игровая методика применялась мало. Неудивительно, что ко мне часто приходят родители с вопросами, почему их дети не только не изъясняются по-английски, а прямо-таки его ненавидят.
Почему родители волнуются, понятно: взрослые-то понимают, что английский — необходим (как раньше — французский). А на самом-то деле задача простая: надо сделать учебу привлекательной и нетрудной, т.е. вспомнить заветы мсье Лабе и по возможности исполнить его роль. Родители, знающие английский язык, это могут сделать и сами. Главное здесь — помнить, что «учить шутя»=учить играя.
А игр существует очень много.
Когда вы научитесь играть правильно, то сможете и сами придумать множество игр. А пока вот вам для начала:
Цепочка первая
Условия игры: Можно играть в любом месте. Особенно подходит для скучного путешествия в замкнутом пространстве: в поезде, например.
Количество участников: Больше трех.
Возраст участников: С 4-5 лет. Уровень знания английского: Любой, но желательно, чтобы уровень знаний у играющих был примерно одинаковым.
Цель игры: Расширение и закрепление словаря.
Описание игры: Ведущий (родитель) предлагает всем по очереди называть слова, начинающиеся на одну букву (лучше распространенную: р, с), дается небольшое время на обдумывание. Если участник не называет слово вовремя, называет неправильно или повторяет ранее названное, он выбывает из игры.
Цепочка вторая
Условия игры, количество участников и требования к уровню знаний: Такие же, как и в цепочке первой.
Возраст участников: С 7-8 лет.
Цель игры: Расширение словаря плюс орфография.
Описание игры: Игра идет по кругу.
Каждый следующий участник называет слово, начинающееся с последней буквы предшествующего слова. Можно ввести дополнительное правило и отбрасывать букву «е» на конце. Игра тоже идет на выбывание (см. цепочку первую).
Эти игры можно усложнить: например, потребовать называть только существительные или только глаголы и т. п. Все зависит от уровня знаний и возраста игроков.
Детективы
1 вариант
Условия игры: Требуется плоскость, на которой можно разложить разнообразные предметы. Чем предметов больше, тем сложнее игра. Кроме того, потребуется бумага и ручки. Играть можно в любом месте.
Возраст участников: С 6-7 лет.
Уровень знания английского: Слабый или средний.
Количество участников: От двух человек.
Цель игры: Расширение и закрепление словаря, тренировка памяти и внимания.
Описание игры: На столе или на какой-либо другой поверхности ведущий раскладывает разнообразные имеющиеся под рукой предметы, это может быть расческа, помада, бритва, ручка, книжка и т.д.
Затем ведущий предлагает всем несколько секунд посмотреть на эти предметы, потом отвернуться и на листке бумаги написать список имеющихся предметов. У кого этот список длиннее, тот выиграл. Следует также договориться об определенном времени на запись.
2 вариант
Условия игры, возраст, уровень знания английского, количество участников и цель игры такие же, как и в предыдущем варианте.
Описание игры: На столе или на какой-либо другой поверхности ведущий раскладывает разнообразные предметы. Затем просит участников игры внимательно посмотреть на эти предметы в течение нескольких секунд. Количество секунд оговаривается заранее.
После этого ведущий говорит всем участникам, чтобы они отвернулись или закрыли глаза, и убирает один или несколько предметов со стола. Затем он просит их открыть глаза, раздает им листки бумаги и ручки и в течение оговоренного времени участники должны написать, что из вещей на столе отсутствует. Выигрывает тот, кто точно назовет все отсутствующие вещи.
3 вариант
Условия игры: Пространство должно быть не меньше комнаты.
Возраст участников: С 7-8 лет.
Уровень знания английского: Начиная со слабого.
Количество участников: желательно четное, от двух человек.
Цель игры: Увеличение и закрепление словарного запаса, относящегося к человеческой внешности и обозначениям цвета, и знакомство с конструкциями типа «His eyes are blue или He has got blue» eyes».
Эта игра, как и две предыдущие, хорошо разрабатывает память, внимание и наблюдательность.
Описание игры: Ведущий вызывает участников игры парами и ставит их лицом друг к другу. Затем дается заранее оговоренное время, чтобы они внимательно посмотрели друг на друга. После этого ведущий просит их повернуться друг к другу спинами и описать друг друга. Пары вызываются по очереди. Выигрывает тот, кто дал наиболее точное и полное описание.
Эти три игры желательно предварить какой-нибудь историей про Шерлока Холмса или про частных детективов. Особенно хорошо действует на мальчишек.
Я — не псих (Explain yourself)
Условия игры: Пространство может быть любым, в том числе — купе в поезде. Но эта игра требует со стороны ведущего определенной подготовки.
Ведущий (родитель, прилично знающий английский язык) должен заранее придумать и написать на небольших листочках бумаги несколько невероятных ситуаций — на каждом листочке по одной. Например: вы сидите в час ночи на дереве под окном у соседа и распеваете гимн России. Вы не пьяны и не сошли с ума. Объяснитесь.
Возраст участников: С 13-15 лет Уровень знания английского: Достаточно высокий. Во всяком случае, ребенок уже должен уметь разговаривать на языке. Количество участников: Больше двух.
Цель игры: Тренировка разговорных навыков и логического мышления.
Описание игры: Ведущий складывает в какую-либо емкость, например в шапку, скрученные в трубочку листочки с ситуациями, написанными по заданному образцу. После этого он просит, чтобы каждый вытянул свой листочек, развернул его и прочел. Далее по кругу каждый должен дать объяснение своим действиям, а остальные должны всячески его опровергать.
Тон здесь задает ведущий. Заранее оговаривается время на обдумывание объяснения, на высказывание и на опровержения. Побеждает тот, кто наиболее коротко и точно объяснит, почему он очутился в такой дурацкой ситуации.
Кто я такой? (Соте on, guess)
Условия игры: Можно играть как в комнате, так и на улице. Ведущий подготавливает заранее карточки, на которых пишет имена и фамилии известных людей или литературных персонажей. Например, Гарри Поттер. Эти карточки ведущий никому не показывает.
Возраст участников: С 11-12 лет.
Уровень знания английского: Средний и ниже среднего.
Количество участников: Любое.
Цель игры: Тренировка простого диалога, вопроса, начинающегося с Am I, и логического мышления.
Описание игры: По жребию выбирается первый водящий. Все карточки раскладываются перед ним «рубашкой» вверх.
Водящий показывает карточку остальным участникам, но сам при этом не должен видеть, что на ней написано. После этого водящий начинает задавать вопросы всем остальным участникам игры. Они имеют право отвечать на эти вопросы только Yes или No.
Оговаривается либо время, либо количество вопросов, за которое человек должен догадаться, кто он такой. Пример: Am I a man? — Yes. Am I Russian? -No.
Побеждает тот, кто сумеет угадать, кто он такой, либо за наименьшее время, либо за наименьшее число вопросов. Когда будете делать карточки, не забывайте о чувстве юмора. Эту игру можно всячески видоизменять. Например, водящий сам придумывает себе имя.
Нужно только оговорить, чтобы это был известный человек, а остальные игроки по очереди будут задавать ему вопросы до тех пор, пока кто-нибудь не догадается, кто он такой.
Если время или количество вопросов вышло, он сам объявляет, кто он такой, и остается победителем.
Существует множество подобных игр. Есть еще и песенки на английском и в некоторые из них тоже можно поиграть. Не стесняйтесь переносить на английскую почву то, что вам нравится в русском варианте. Можно поиграть с пословицами, разыгрывать шарады, сочинять стихи на заданные рифмы.
Не забудьте только, что в игре не ставятся оценки, никто никого не поучает и не проверяет. И заготовьте призы. Приз надо дать каждому ребенку. Хорошо бы эти призы как-нибудь назвать. К примеру, за самое длинное слово, за самое короткое слово, за волю к победе — все, что вам подскажет ваша фантазия. И ставьте перед собой достижимые цели.
Если вашему ребенку не очень много лет, и, говоря с вами по-русски, он не придерживается грамматических норм родного литературного языка, стоит ли огорчаться, если и по-английски он говорит неправильно? Задавайте себе простой незатейливый вопрос: поймет ли вашего ребенка его английский сверстник? Если поймет — все в порядке.
Если вашему чаду еще не пришло время поступать в гуманитарный институт, то английский ему нужен для жизни, а не для сдачи экзаменов. Конечно, хорошо бы, чтобы он не путал времена и правильно ставил артикли, но это не самое главное.
Если он может подсказать обратившемуся к нему иностранцу, то, что этому иностранцу нужно — волноваться из-за его плохого английского не стоит. Есть игры, фильмы, книги, и даже попадаются хорошие учителя.
На самом деле учить английский легко, весело и приятно до тех пор, пока он не становится вашей профессией. Но обычно профессию выбирают не в 6 и даже не в 15 лет.
Источник http://www.nanya.ru/
- Вот и наступил сентябрь — время, когда возобновляются уроки в …
- Когда начинать обучать ребенка иностранному языку? Схему освоения иностранного языка …
- Сказать правду, никаких новых методик для изучения иностранных языков я …
- Если посмотреть вакансии учителей в газетах бесплатных объявлений — около …
- Не стесняйтесь переносить на английскую почву то, что вам нравится …
Источник: https://little-english.ru/igrovyie-metodiki-obucheniya-angliysko.html
Игровые методы обучения лексике английского языка (стр. 1 из 4)
Содержание
Введение
Глава 1.Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе
Глава 2. Формы и приемы использования игровых методов обучения лексики в старшей школе
Глава 3. Методическая разработка по организации урока с игровыми методами обучения лексики в старшей школе
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.
На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.
Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.
Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.
Цель:
· Теоретически обосновать значимость применения игровых методов обучения лексики и проверить их эффективность на практике.
· Теоретически обосновать возможности применения игровых методов обучения лексики и проверить их эффективность на практике.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогические основы игровых методов обучения.
2. выявить принципы обучения лексики иностранного языка.
3. разработать игровые формы и приемы для каждого этапа обучения лексики.
4. показать различные формы и приемы обучения лексики.
5. опытным путем выявить целесообразность применения на практике игровых форм и приемов обучения.
Объект исследования: игровые методы обучения.
Предмет исследования: игровые методы обучения лексики иностранного языка на старшей ступени обучения.
Гипотеза: игровые методы эффективны для обучения лексики иностранного языка на старшей ступени обучения.
Методы исследования:
· анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
· Обобщение опыта ведущих педагогов, психологов и методистов.
· Наблюдение.
· Пробное обучение.
Структура исследовательской работы.
Исследование состоит из трех глав, введения и заключения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, цели и задачи, гипотеза, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе приведены психолого-педагогические основы игрового метода обучения, а также принципы обучения лексики иностранного языка. Данная глава – своеобразное обобщение опыта ведущих педагогов, психологов и методистов.
Во второй главе приведены формы и приемы игрового обучения лексики на старшей ступени обучения. Формы и приемы подобраны таким образом, чтобы показать, как игровые методы могут быть эффективно применены на разных этапах обучения лексики иностранного языка.
В третьей главе приведен анализ методической разработки по организации урока с игровыми методами обучения лексики. Данная глава представляет собой педагогическую рефлексию игровых форм и приемов, проведенных в ходе пробного обучения старшеклассников лексике иностранного языка.
В заключении даны выводы, полученные по результатам исследовательской работы.
Глава 1
Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе
В истории человеческого общества игра переплеталась с магией, культовым поведением. Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения.
Однако возникшая в средневековье авторитарная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику.
Постепенно утвердилось мнение, что учение – это тяжкий труд, предполагающий принуждение. Игра в такой школе была редчайшим исключением.
Термин «дидактическая игра», под которым понимались специально создаваемые для обучения игры, впервые ввели Ф.Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста.
Постепенно дидактические игры стали проникать и в начальную школу, принимая форму игровых приемов в обучении. В России только в 1960-е годы – в период либерализации общественной жизни – начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая С.Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный.
Но этот всплеск интереса к занимательности обучения быстро иссяк. Идеологизация обучения вытеснила игры из работы школьных учителей, за исключением некоторых энтузиастов-новаторов – Ш. Амонашвили, С. Лысенковой.
С середины ХХ века и вплоть до 1970-х годов на уроках иностранного языка господствовал грамматико-переводной метод обучения, целью которого было изучение грамматики, чтобы через нее научиться читать и понимать тексты на иностранном языке. Только с приходом коммуникативного метода игровые упражнения начинают заменять механически воспроизводящие.
Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность.
З. Манулейко считает, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Игровые методы обучения используют различные способы мотивации:
1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).
2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).
3. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств.
Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.
В игре есть таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы).
Цели игровых форм и приемов, применяемых, на уроке иностранного языка находятся за пределами игровых ситуаций, а результаты могут быть представлены в виде внешних предметов (проекты), продуктов художественного творчества, новых знаний.
В играх происходит замена мотивов: учащиеся действуют из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игры, лежащие в основе игровых методов обучения выступают средством научения, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью.
В играх учащиеся достигают целей различных уровней:
На первом уровне происходит удовлетворение от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
На втором уровне достигается функциональная цель, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжетов, ролей.
На третьем уровне учащиеся достигают педагогическую цель, решая игровые задачи. Именно на этом уровне происходит усвоение новых слов иностранного языка, использование лексики в речи.
Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогическую цель, которую часто не осознают. Играя в лингвистическую игру, учащиеся концентрируют свое внимание над конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, общение на иностранном языке.
Использование игровых методов на уроке иностранного языка оправдано огромным значением игры для психического развития детей в любом возрасте.
Для дошкольника игра – первичная стихийная школа, которая предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями той культурной среды, в которой он живет.Д.
Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, то, что доступно их наблюдению и пониманию (именно «картины» окружающего мира находят отражение в сюжетах и содержаниях детских игр).
В игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов ребенка: осуществляется переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание. Игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, развивает познавательную активность школьников.
Игровые формы обучения иностранному языку актуальны и на старшей ступени школьного образования, так как они диктуются особенностями развития и мировосприятия старших подростков. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности.
Для старшего школьника важна содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся пережить радость самостоятельных открытий.
Когнитивные процессы подростка очень противоречивы: с одной стороны восприятие, внимание, память характеризуются устойчивостью и возрастанием произвольности, но с другой стороны они чрезвычайно ситуативные.
Учащиеся проявляют интерес и запоминают только ту информацию, которая задевает их эмоциональный мир, имеет для них личную значимость. Педагогу необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы познавательные процессы учащихся были активизированы. Г.
Лебедев указывал, что познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.
Источник: http://MirZnanii.com/a/50228/igrovye-metody-obucheniya-leksike-angliyskogo-yazyka
Игровые методы обучения лексике на уроках английского языка
Лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности учащихся и аудирования, и говорения, и чтения, и письма. Обучение лексике является важным моментом на каждом уроке иностранного языка и поэтому должно находиться в поле зрения учителя.
Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Таким образом, одной из основных задач на уроке является расширение словарного запаса учащихся. [15, с.64]
При обучении лексике я часто использую игровые методы обучения. Я считаю, что игры достаточно интересны и эффективны для учебной деятельности учащихся. Их можно использовать на любой ступени обучения.
Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и неожиданно способности детей. Игра – особо организованное занятие, требующее эмоционального и умственного напряжения.
Желание решить игровые проблемы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, которая мешает свободно в речи употреблять иностранные слова.
Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка — игровой метод. Очень важно, на наш взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра — способна помочь этому.
В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.
Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие.
Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда хорошие эмоции, а там, где эмоции – там активность, там внимание и воображение, соответственно, там работает мышление.
Существует огромное количество различных лексических игр, направленных на то, чтобы усвоение новых слов не вызвало трудностей у младшего школьника.
Пример метода: на одном из уроков во время речевой зарядки был использован следующий игровой элемент: учитель берет небольшой резиновый мячик и со словами «Let`s play with a ball and answer my questions!» кидает его ученику и задает вопрос, ученик, в свою очередь, отвечая на вопрос, кидает мяч назад учителю. [23, с.22]
Так учитель быстро и весело проводит этап урока, на котором, очень часто детям скучно, и они не внимательно следят за учителем. А в данном примере, дети с нетерпением ждали своего вопроса и были заинтересованы поймать мяч и правильно ответить на вопрос.
v «Let’s play shop!”. Когда проходит тему «Игрушки, еду или одежду», всегда можно отработать лексику, играя в магазин.
v «Guess. What is there in the box?” На уроке, в качестве игрового элемента, я использую коробочку, вначале она пустая. Потом там оказывается игрушка и дети должны угадать.
v Также на уроках я часто использую часики. Вначале дети отвечают на вопрос «Whattime is it?”, а потом сами угадывают «Is it 1 o’clock?”
v Ну и еще один игровой момент- к нам на уроки часто приходит гость, это обычно игрушка, поговорить с которой можно только по-английски. Сначала дети не знают кто это, их задача угадать.
А после того, как дети угадывают, кто к ним пришел на урок, можно с гостем завести беседу, расспросить его о семье, о работе, обо всем.
Нашла широкое применение на моих уроках игра «A-Z (Dictionary) quiz”, которая активно способствует формированию речевых умений и навыков, т.е. компетенций, которые необходимы для общения на английском языке в рамках различных тем.
Данную игру можно организовать как в парах, так и в мини группах. Цель игры- дать правильный ответ на поставленный вопрос языкового партнера. Вопросы в игре можно скомпоновать в соответствии с изучаемой темой или разделом.
Примерные вопросы: [6]
Use a dictionary, if necessary, to work out the answers to the following.
1 How often does an annualevent take place?
2 What does a burglar do?
3 Name a continent.
4 How would you be feeling if you were depressed?
5 What is an eagle?
6 What isn’t there enough of during a famine?
7 Where in a house would you expect to find a grater?
8 What would you have difficulty in doing if you were feeling hoarse?
9 If you are illiterate, what can’t you do?
10 How many people are there usually in a jury?
11 What is a knuckle part of?
12 A ladybird is a type of … what?
13 What doesn’t a mean
Источник: https://cyberpedia.su/3x272d.html
Игровые методы обучения ребенка английскому языку
Знание иностранного языка, в наши дни, одно из важных составляющих хорошего образования для ребенка и его успешной карьеры в будущем. Несомненно, лучше всего знать несколько языков. Но, в любом случае, начинать лучше с английского, как общепринятого языка международного общения.
Само собой, наиболее популярной методикой для детей была и остается игра. Она позволяет легко усваивать сложные предметы, не надоедает. Существует множество вариантов развивающих уроков для малышей, организованных в виде забавных занятий. Вот некоторые из них.
Просмотр мультфильмов и специальных видео
The English Channel “Baby TV”
Превосходный телевизионный канал для малышей на английском, который также можно смотреть и в интернете. Он рассчитан на детей самого разного возраста. Главные герои говорят очень простым и легко запоминающимся языком.
Суть выражений интуитивно понятна даже в том случае, когда словарный запас зрителей практически равен нулю.
Тем не менее, несомненно, будет лучше если вы станете просматривать передачу вместе, чтобы вовремя что-то подсказать, акцентировать внимание, записать несколько новых фраз в блокнот для дальнейшей отработки.
Кроме “Baby TV” можно посмотреть, для разнообразия, “Emma’s Theatre”, “Charlie and the numbers” и пр.
Youtube
Предоставляет безграничное поле для деятельности. Поищите тут, к примеру, небольшие анимированные песенки на иностранном языке. Переведите и пойте вместе со своим ребенком.
Английский с Хрюшей и Степашкой
Большинству взрослых хорошо известна с детства замечательная телепередача «Спокойной ночи малыши». Ее главные герои Степашка, Хрюша, Каркуша и Филя под руководством тети Юли рассказывали детям добрые истории перед сном. Теперь они переквалифицировались и в простой доступной форме объясняют малышам азы грамматики английского языка.
Мультфильмы
Независимо от возраста ребенка, лучше начинать с наиболее простых мультиков для самых маленьких зрителей. В противном случае кроха просто не поймет, о чем говорят герои. И английская речь станет для него обычным шумовым фоном. Мы можем порекомендовать серии Pippi Longstocking, Muzzy, Peppa Pig и любые другие на ваш вкус и усмотрение.
Видео уроки Magic English
Эта разработка заслуживает особенного внимания. Тут в увлекательной красивой форме даются уроки, базирующиеся на сюжетах Диснеевских историй с английскими субтитрами.
Flash cards или карточки Домана
Принцип работы заключается в создании и изучении карточек, на которых изображены разнообразные явления и предметы. Изготавливать их лучше вместе с ребёнком. Помните, что подписи к карточкам лучше делать с кусочком контекста. Развесьте эти картинки по всей квартире. И начинайте изучать.
Английские сказки и диалоги
Если вы начнете разговаривать с малышом дома, то быстро заметите, что в быту редко используется очень большой набор слов. Чтобы расширить словарный запас, придумывайте с ребенком небольшие истории на английском. Старайтесь в каждый новый рассказ вводить два – три новых слова. И повторяйте придуманное по несколько раз.
Настольные игры
Вы играете с ребенком в лото, «бродилки» или что-то подобное? Если да, то попробуйте во время таких игр перейти на английский язык.
Используйте все, что есть под рукой
Обращайте внимание на интересные фразы героев из мультиков, рекламы, надписи на коробках с игрушками и упаковке.
Книжки
В магазинах можно приобрести множество самых разнообразных книг на английском языке. Постарайтесь воздержаться от желания накупить их сразу и много. Лучше выберите одну — две и детально их разберите. Неплохие книжки для начала — “The Snow Queen”, “The Brave Little Airplane”, “Balloon Fish” и пр.
Источник: http://lopotun.ru/article/igrovye-metody-obucheniya-rebenka-angliyskomu-yazyku
Креативные методы и приемы работы на уроках английского языка
Павлова Е. С. Креативные методы и приемы работы на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 252-254. — URL https://moluch.ru/archive/184/47174/ (дата обращения: 01.03.2019).
В настоящее время одной из главных проблем современной школы является падение интереса учащихся к учебе. Встает вопрос, какую форму для обучения использовать, чтобы мотивационный потенциал был направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.
Прежде всего учителям необходимо учитывать возрастные психофизические особенности, использовать разнообразные формы работы, учитывая тот факт, что интерес к заданиям у учащихся исчезает через 10–15 минут, поэтому методика преподавания в общеобразовательной школе предусматривает частую смену видов деятельности на уроке. Весь материал должен быть ориентирован на различные виды восприятия: озвучивание, практическое действие, письмо и зрительную опору.
Одним из замечательных методов работы является технология использования коллажа на уроках в начальной школе.
Использование технологии коллажа как средства обучения кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.
Несомненным плюсом в такой работе является то условие, что каждый ученик, даже самый слабый и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.
Этот прием позволяет ознакомить учащихся с любым тематическим материалом и служит наиболее эффективной формой обучения.
Кроме того, такой вид работы имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлен на формирование у младших школьников социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать, выбирая стратегию своей работы на развитие чувства ответственности за конечный результат, умение публично выступать и аргументировано проводить презентацию конечного результата.
Техника коллажирования составлена таким образом, что выполнение работы может быть не только индивидуальным, но и парным, групповым или даже фронтальным. Все в руках учителя и тех целей, которые он преследует. Коллаж может быть выполнен с применением ТСО, если в этом есть необходимость.
Плюсом же создания коллажей в традиционной форме, с использованием бумаги и канцелярских принадлежностей, является то, что по окончании работы, учитель может украсить класс коллажами учеников, которые, вместо скучных таблиц учебника, смогут служить им прекрасной подсказкой и напоминанием о правилах, которые они изучали на уроках.
Также очень интересен такой метод работы как креативная грамматика.
Этот метод чаще всего применяется на уроках русского и английского языков, так как обучение языкам невозможно в изоляции, иначе какой смысл такого обучения? Дети осознают грамматические явления и применяют их в своих письменных работах, только когда они начинают читать тексты с позиций автора.
Ребята объясняют правила пунктуации на основе своих собственных текстов, содержание которых ими изложено и пережито. Изучение и творческое преломление данных текстов и является продуктивным обучением грамматики.
Дети в любом возрасте любят сочинять, выдумывать, фантазировать, поэтому сочинение сказок для многих учеников — это любимое занятие.
Сочинение сказок, сочинений, писем на русском и английском языках развивает лексические и грамматические знания, умения и навыки всех видов речевой деятельности, да и чтение сказок полезно в любом возрасте, т. к. они воспитывают в человеке добро, дружелюбие, любовь к родной культуре, помогают лучше узнать традиции других стран. Ученики, выполняя задания в письменной форме, самостоятельно находят правильное написание слов в словаре, они более осмысленно запоминают орфографию, перевод и смысловое значение слов, а это значит, что такая деятельность способствует развитию у детей мышления, памяти и внимания.
Использовать просмотр мультфильмов на уроке и дальнейшее выполнение игровых заданий к ним, исполнение песен на английском языке, в 3–4 классах прочтение сказок на английском языке, а итоговым занятием в конце учебного года может стать инсценировка прочитанных учениками сказок.
Поэтому, невозможно не упомянуть о таких креативных методах работы как вдохновляющая среда обучения и драматизация для вдохновения. Такая творческая обстановка вдохновляет не только детей, но и педагогов. Радуют взгляд яркие экспозиции детских работ и маленькие оазисы творчества и вдохновения.
В комфортной обстановке обучающиеся могут воспользоваться предложенной литературой и разнообразными наглядными пособиями.
Разучивание стихотворений с учащимися и их разыгрывание по ролям в классе позволяет учителю решить сразу две задачи: дополнительно поработать над произношением учащихся и создать на уроке атмосферу непринужденности и разрядки.
Большой интерес у детей вызывают грамматические игры, которые позволяют развивать их творческую активность, создают естественную ситуацию для употребления новых речевых образцов, содержащие определенные грамматические трудности.
Данный вид игр включает важный грамматический материал, а именно глаголы: be, have, may, can, must, конструкцию there is, временные глагольные формы группы Indefinite, Continuous, Perfect, сослагательное наклонение, косвенную речь.
Особенно детям нравятся фонетические игры-упражнения. С помощью таких игр, дети учатся громко и отчетливо читать стихотворения, тренируются в произнесении английских звуков. В этих играх особенно важна роль учителя: его собственная свобода движений, фантазия, увлеченность должны заразить учащихся, привлечь его собственной харизмой.
Драматизация для вдохновения. Драматизация — мощнейший педагогический инструмент, способствующий отдыху, вызывающий положительные эмоции, лёгкость и удовольствие. Этот прием позволяет развивать воображение обучающихся, раскрывать их таланты и вдохновлять их новыми идеями для дальнейших устных и письменных заданий [1, 4].
Преподаватели используют разнообразие методов драматизации, способствуя изучению персонажей и их характеров, исторических событий и проблемных ситуаций. Всем известно, что ребенок — великий имитатор. Подражая, ребенок не просто обезьянничает — это акты настоящего творчества [2, 158–159].
Этот процесс, также позитивно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Применение различных игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка [3, 6]. Дети учатся играючи, улучая свои знания по иностранному языку.
На уроке английского языка можно поиграть в игру «Одень куклу» по теме «Одежда», целью которого является научить понимать высказывания и употреблять их в собственных монологических высказываниях.
Итак, учащиеся изготавливают дома модель куклы и одежду для нее и наряжают своих кукол в разные наряды по команде учителя, например: put on the coat, take off the coat, put on the dress, take off the dress, put on… и так далее.
И проделать, то же самое в паре, сохраняя интонацию учителя. Или можно увлечь учащихся и поиграть в кукольный театр / рuppet show, целью урока является развитие монологической и диалогической речи.
Дети, надевая пальчиковую куклу на руку, проигрывают диалоги в парах или в мини группах, а также выстраивая монолог на различные темы в ситуации бытового общения, на темы «знакомство», «в магазине» и так далее.
В педагогическом процессе, в качестве средства, метода и технологии обучения широко используются разнообразные игры. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции, способствует развитию познавательной активности учащихся.
Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности [3, 7].
Итак, при правильном подборе методов и приемов, можно спланировать и создать эффективные условия для нормального развития и социализации ребенка.
Литература:
- Белянко Е. А. Драматизация в обучении английскому языку / Е. А. Белянко. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 93 с.
- Ибука М. После трех уже поздно. — М.: «Альпина нон-фикшн», 2014. — 223с.
- Красюк В. В., Красюк Н. И. Стихи и игры на английском языке / сост. Красюк В. В., Красюк Н. И. — 3-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, ребенок, иностранный язык, конечный результат, вид игр, сочинение сказок, игра, урок, учащийся.
Источник: https://moluch.ru/archive/184/47174/